Время от времени я пишу про жизнь на Западе и в России. Рассказываю об особенностях, о том, что все не совсем так, как многие себе живя тут представляют.
Я не против других стран, там многое неплохо. Мне очень нравятся скандинавские просторные квартиры, но при этом терпеть не могу французские. Мне нравятся улочки Вены, но нагоняют уныние шведские жилые кварталы. Но я сегодня не об этом.
Очень часто и мне комментируют и под другими статьями, что рассказы про жизнь на западе – это ложь. И аргумент против – мол, если все так плохо (не плохо, а не так хорошо, но самом деле), то почему мигранты пачками не возвращаются.
Сегодня об этом.
Почти каждый хоть один раз, да переезжал. Почти все знают, как это сложно, собрать вещи, перевести в другое жилье, расставить, приспособиться к новым маршрутам, к новому расположению магазинов и их ассортименту. Да черт подери, даже к новому месту расположения туалета. Недаром, народная мудрость гласит, что один переезд равен двум пожарам. Это тяжело.
Еще достаточно много людей съезжают в новое жилье. Или в съёмное. Это тяжелее. Когда ты переезжаешь, и у тебя ничего нет. Нет чашек, нет тряпок для пола и пыли, нет постельного белья и т.д. Когда молодые и влюбленные – это весело. В 40 лет въезжать в пустую квартиру, спать на надувном матрасе и есть с табуретки сложно. Пусть недолго, но это не очень легко и не очень комфортно.
Моя подруга два года назад переехала на ПМЖ в Мексику. Не потому, что пара валить, а просто потому, что питерский климат слишком сильно ей не подходит. И с возрастом стало сильно сыпаться здоровье. Нужно солнце.
Почему в Мексику? У нее муж – мексиканец. Не пьяный кабальеро, выращивающий агаву, а хороший инженер, специалист. Они познакомились лет 12 назад на сайте знакомств. Он приехал в гости и остался в России. Нашел работу, у них родились дети, они купили жилье. Но вот так получилось. К переезду они готовились два года. Купили дом в Мексике. Родственники мужа помогали – нашли, проверили, потом делали ремонт. По два-три раза в год туда мотались. Покупали потихоньку мебель, готовили дом к приезду. Освобождались от ненужных вещей тут, отправляли потихоньку посылками нужные туда.
Муж кроме испанского владеет английским и русским. Специалист востребованный. В России легко нашел работу даже без знания языка. В Мексике – тоже без проблем. Постоянно сейчас в Штаты в командировки мотается. Жена – моя коллега, специалист по внешнеэкономической деятельности. Английский и испанский, профессия востребована везде. Дети с рождения двуязычные. Там родственники мужа, всегда готовые помочь.
Ребят, два года. И еще полгода я им регулярно отправляла из России посылки с тем, что забыли или оставили. А обустроились они окончательно только через год. Т.е. почти идеально подготовленным людям, знающим страну, менталитет, языки без материальных проблем понадобилось три года, чтобы только обосноваться на новом месте.
Пока я ей помогла собираться – я все время думала. А как же тяжело пришлось тем, кто уезжал в 90-е? Часто без знания языка, без денег, без возможности перевести свое имущество нажитое. С детьми, с надеждами, часто без родственников в стране, куда отправляются.
Да, они бежали из России. Бежали от голода, от карточек, от не выплачиваемых зарплат. Спасали себя и детей. Да, в те годы в Европе и Штатах были большие программы поддержки. Наших часто там встречали, давали временное жилье, помогали с языком и работой на первых порах. Еще и отношение в те годы к русским в других странах было хорошее. Это тоже важно.
Но какие сны им снились в новой стране? Какие страхи, какие сомнения они испытывали? И за себя и за детей. Сколько сомнений передумали, сколько раз себя ругали за переезд? Сколько по-настоящему нелегких лет прошло, когда они обосновались, нажили имущество, встроились так или иначе в новую жизнь, завели друзей?
Основная волна иммиграции – это обычно 90-95 годы. Самые страшные. В Россию имело смысл возвращаться не раньше 2004-2005, когда страна начала восстанавливаться. Т.е. 10, а то и 15 лет в другой стране. С опытом переезда и огромной травмой от этого. С почти отрезанными путями отступления в Россию в виде квартир, гарантированной работы и т.д. С только налаженным бытом в другой стране. Вот реально – зачем им переезжать? Даже если бы они и хотели – это тяжело. И страх переезда у них может быть даже больше, чем тот, первый раз. Да и возраст.
Иное дело – молодежь. Молодежь любит ездить в другие страны. По обмену, на учебу, да просто из чувства авантюризма. Кто-то остается, кто – то возвращается. И к нам также едет молодежь из других стран. Но у нас страна не сильно ориентирована на мигрантов. Это же не таджики, которые живут часто в нечеловеческих условиях и им плевать на законы. Даже если иностранец получает вид на жительство и разрешение на работу – все равно остается достаточно много сложностей. Начиная от малого количества курсов языка, кончая тем, что никаких льготных кредитов, никаких пособий иностранцам в нашей стране не предусмотрено. Если бы наше законодательство было проще, как, кстати, и наш язык – приезжали бы в разы больше. И Европы, не из Африки.
В других странах не плохо и не хорошо. Просто по-другому. Если нет острого кризиса, если нет войны, то жить можно везде. Другое дело, что каждому нужно свое. И это нормально, мы разные.
Но не надо придумывать себе сказки про кисельные берега на западе. Это только озлобляет против не сказочной действительности. Мир намного сложнее, чем мы часто пытаемся себе представить.
И аргумент, что раз они не возвращаются, значит там рай, а тут нет – ну, не работает, правда.