Найти тему
Гадкая мода

Токсично и дорого: Ярь-медянка

Итак, я взяла самый опасный цвет, который смогла найти.

Зелёный - "я сожру твою картину" - пигмент, один из самых опасных красителей XIX в. и заодно причина массовых отравлений, но давайте по порядку.

Речь идёт о «бременской зелени», «vert-de-gris», «verdet», «grunspan», она же – ярь-медянка. Говоря просто, тот самый налёт, который составляет патину на меди при окислении. Оттенков может быть разных - хоть сине-зелёный, хоть приятная "молодая зелень".

Ярь-медянка известна с древних времён (в греческой и романской литературе её называли «эрука»), и ею пользовались долго. Очень долго.

Антонелло да Мессина. Святой Иероним в келье, 1474
Антонелло да Мессина. Святой Иероним в келье, 1474

Дело в том, что этот пигмент любили за яркость, но вынуждены были мириться с его токсичностью и нестабильным поведением. Чтоб было веселее, ярь (что очищенная, что нет) въедалась в холст, вступала в реакцию с другими красками, но не желала смешиваться с белилами - а по прошествии времени темнела, "жухла", выцветала и вообще творила, что хотела.

Антонелло да Мессина. Мадонна-Аннунциата, 1460-1462
Антонелло да Мессина. Мадонна-Аннунциата, 1460-1462

Во времена Леонардо да Винчи ярь-медянку «прокладывали» лаком в надежде на то, что она не вступит в реакцию с другими пигментами. Именно этим приёмам мы обязаны сохранению зелёных драпировок на картинах Ван-Эйка и других мастеров.

Ян Ван Эйк. Святой Иероним в келье (повезло с ярь-медянкой).
Ян Ван Эйк. Святой Иероним в келье (повезло с ярь-медянкой).
Ян Ван Эйк. Портрет четы Арнольфини (не очень повезло с ярь-медянкой)
Ян Ван Эйк. Портрет четы Арнольфини (не очень повезло с ярь-медянкой)
Ян Ван Эйк. Портрет Джованни Арнольфини (по ходу, НЕ ПОВЕЗЛО с ярь-медянкой)
Ян Ван Эйк. Портрет Джованни Арнольфини (по ходу, НЕ ПОВЕЗЛО с ярь-медянкой)

Вермеер использовал ярь-медянку лишь однажды, в «Хозяйке и служанке» - её следы найдены в тёмно-синей скатерти.

Ян Вермеер. Хозяйка и служанка (не всё то синее, чем кажется)
Ян Вермеер. Хозяйка и служанка (не всё то синее, чем кажется)

Также этой краской пользовались Рафаэль, Тинторетто и Веронезе - и, да, там выцвело и потемнело всё, что можно. Полюбуйтесь на это:

Знаменитая Сикстинская Мадонна Рафаэля написана на фоне зелёных занавесок.
Знаменитая Сикстинская Мадонна Рафаэля написана на фоне зелёных занавесок.
Картина "Сусанна и старцы" Тинторетто (ок. 1555) - явно выглядела жизнерадостнее в свои лучшие годы.
Картина "Сусанна и старцы" Тинторетто (ок. 1555) - явно выглядела жизнерадостнее в свои лучшие годы.
Впрочем, как и "Амур с двумя собаками" Веронезе (1580)
Впрочем, как и "Амур с двумя собаками" Веронезе (1580)

В общем, не шутите с зелёным.

P.S. Подписывайтесь на канал о тёмной стороне моды и будьте в курсе событий.