Итак, я взяла самый опасный цвет, который смогла найти.
Зелёный - "я сожру твою картину" - пигмент, один из самых опасных красителей XIX в. и заодно причина массовых отравлений, но давайте по порядку.
Речь идёт о «бременской зелени», «vert-de-gris», «verdet», «grunspan», она же – ярь-медянка. Говоря просто, тот самый налёт, который составляет патину на меди при окислении. Оттенков может быть разных - хоть сине-зелёный, хоть приятная "молодая зелень".
Ярь-медянка известна с древних времён (в греческой и романской литературе её называли «эрука»), и ею пользовались долго. Очень долго.
Дело в том, что этот пигмент любили за яркость, но вынуждены были мириться с его токсичностью и нестабильным поведением. Чтоб было веселее, ярь (что очищенная, что нет) въедалась в холст, вступала в реакцию с другими красками, но не желала смешиваться с белилами - а по прошествии времени темнела, "жухла", выцветала и вообще творила, что хотела.
Во времена Леонардо да Винчи ярь-медянку «прокладывали» лаком в надежде на то, что она не вступит в реакцию с другими пигментами. Именно этим приёмам мы обязаны сохранению зелёных драпировок на картинах Ван-Эйка и других мастеров.
Вермеер использовал ярь-медянку лишь однажды, в «Хозяйке и служанке» - её следы найдены в тёмно-синей скатерти.
Также этой краской пользовались Рафаэль, Тинторетто и Веронезе - и, да, там выцвело и потемнело всё, что можно. Полюбуйтесь на это:
В общем, не шутите с зелёным.
P.S. Подписывайтесь на канал о тёмной стороне моды и будьте в курсе событий.