Найти тему
ШКОЛА - ДОМА

«Ухо мальчика на спине его…». Как учились в Древнем Египте.

А вы знаете, чем заканчивается древнеегипетское высказывание «Ухо мальчика на спине его ….»? Начало, конечно же, понятно. Сложность учебы в Древнем Египте очевидна хотя бы потому, что сам по себе древнеегипетский язык – это одна из ветвей афразийской языковой семьи. Он – один из первых языков в мировой истории, на основе которого была и своеобразная письменность. Своеобразие в том, что письменность эта иероглифическая, то есть состоит, скорее, из рисунков, нежели из письменных знаков.

Кстати, сами древние египтяне называли свою письменность «Буквы Слова Бога». Они, египтяне, считали, что их письменность находилась под покровительством бога Тота и богини Сешат.

Первые памятники древнеегипетской письменности относятся, примерно к четвертому тысячелетию до нашей эры. Как уже было сказано выше,

это были рисунки, которые объединяли в себе непосредственно сам предмет, букву, образ, или даже, идею. Что, в свою очередь, создавало возможность взаимозаменяемости иероглифов и использования множества различных стилей письма.
При этом читать их можно было в разных вариантах, слева на право, справа на лево и, даже, сверху вниз. Общее же число иероглифов было просто огромным – от 700 до 1000, а их комбинаций и того больше.

Естественно, что выучить их все, для плодотворного и грамотного использования в жизни и в работе, было крайне сложно. В связи с чем детей (мальчиков, конечно же) отдавали учиться грамоте очень рано, в возрасте пяти – семи лет. А курс обучения (на начальном этапе) длился до достижения учеником двенадцати лет. В качестве учителей выступали жрецы, как самые грамотные представители древнеегипетского общества. В «классах» царила очень жесткая дисциплина. За невнимательность, недостаточно хорошо подготовленный урок, леность и т.п., учеников наказывали, естественно, ударами палки или плети по спине, что должно было мотивировать нерадивого ученика к плодотворному обучению. Отсюда и первая часть высказывания – «Ухо мальчика на спине его…». А полностью высказывание выглядит так:

«Уши мальчика на спине его, как только он услышит голос палки, то впредь не допустит небрежности».

То есть, в этом высказывании вся суть древнеегипетского образования, особенно на начальном этапе, когда ученик еще слишком юн. Кстати, начальный этап образования в Древнем Египте включал в себя обучение чтению, двум видам письма (иероглифическое – только для священных текстов и государственных документов и, более упрощенный вариант для повседневных записей, который назывался иератический). Кроме чтения и письма на начальном этапе обучения изучали счет, литературу, основы геометрии, а также занимались историей, риторикой и этикой. По окончании обучения сдавался экзамен, а далее выпускник мог решить, продолжить обучение, или же закончить его на первом, начальном этапе. То есть, следовало сделать выбор своей будущей профессии. Но, как это было в Древнем Египте, как это часто случается и сейчас, выбор был невелик. Старшие сыновья обычно шли по стопам отца, становясь либо жрецами, либо государственными служащими, либо военными. При этом, при поступлении на службу, либо становясь жрецом, чиновником или даже ремесленником, древнеегипетский юноша продолжал обучение, но уже в сфере выбранной профессии.

Само образование в Древнем Египте было поставлено под контроль государства, так как грамотные люди стране были необходимы. Поэтому,

формально образование было бесплатным и, получить его мог любой свободный египтянин. Если обучение происходило при храме, то оплата его производилась из храмовых пожертвований и храмовой казны. Если же обучение происходило в государственном учреждении, то, естественно, оплата шла из государственной казны.

Но, кроме мальчиков в Египте, конечно же, были и девочки. Как же обстояло дело с их обучением? Вопреки различным, зачастую в корне неправильным, мнениям и утверждениям, женщины Древнего Египта являлись полноправными членами общества и пользовались его правами и свободами наравне с мужчинами. Но вот обучение женщин грамоте считалось вовсе не обязательным. Их основной задача – дом, семья, дети, хозяйство. В связи с чем девочек достаточно рано выдавали замуж, в двенадцать – пятнадцать лет, когда уже тут учиться… Хотя, альтернатива у женщин была, они могли уйти служить в храмы женских богинь, либо мужских богов. А вот уже при храме они и могли получить очень даже хорошее образование.

Более подробно о детях Древнего Египта в следующей статье, а сейчас…

…поставьте палец вверх, если статья пришлась по душе.
Поделитесь с друзьями в соц. сетях.
Подпишитесь на канал, если хотите получать самые свежие статьи в первую очередь.

До новых встреч!