Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 12 февраля 2019 года предложила ввести временное эмбарго на экспорт леса из России. Декларируемая цель – навести порядок в лесной промышленности России, разобраться с тем, какие лесозаготавливающие предприятия как обращаются с арендованными участками, проверить законность аренды данных участков.
Идея запрета экспортных поставок леса в кругах власти появляется не впервые. Подобное предложение выдвигалось ещё в 2009 году, затем законопроект, запрещающий вывоз круглого леса сроком на 5 лет, вносился в Государственную Думу РФ от партии ЛДПР в мае 2016 года, однако активная деятельность в этом направлении развернулась лишь в 2018 году. В мае 2018 года группой депутатов от ЛДПР во главе с первым зампредседателя Комитета палаты по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимиром Сысоевым был внесён на рассмотрение депутатами Госдумы законопроект, запрещающий экспорт деловой древесины (не только круглого леса, но и с минимальной обработкой, например, расколотого пополам) хвойных пород сроком на 10 лет с 2020 года. В ноябре 2018 года идея запрета экспорта древесины звучала уже от министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина. А уже в январе 2019 года глава Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Иван Валентик предложил запретить гражданам, проживающим в Сибири и на Дальнем Востоке продавать древесину китайским предпринимателям. Отмечается, что предлагаемые меры направлены на развитие переработки внутри страны и сохранение лесов.
Однако ограничение экспорта – крайне радикальная мера. Она может поставить под угрозу существование всей лесной промышленности, лишить работы десятки тысяч людей, но при этом не решит полностью проблему уничтожения лесов.
Аналитический доклад Института экономики посвящен изучению основных проблем лесной промышленности, проблем и путей решения вопроса сохранения лесов и мировых практик. Целью доклада является выработка рекомендаций по проведению реформ в лесной промышленности, которые будут способствовать восстановлению качественного леса без ущерба для действующих предприятий.
Раздел I. Текущее состояние лесной промышленности
Российские леса покрывают площадь в 800 млн га, это порядка 45% территории страны. Россия обладает пятой частью мировых запасов древесины. Естественный прирост оценивается в 1 млн. га, однако, по оценке Фонда дикой природы, нетронутые леса России сократились до 225 млн. га, а их место занимает молодая поросль с менее ценной древесиной и более примитивной экосистемой.
Экологи и представители власти выявляют несколько основных причин неконтролируемой вырубки леса:
1) Большая площадь земель неясного назначения. Это проблема тянется со времён СССР, когда леса передавались в пользование совхозам, а в последствии переводились с нарушением процедур в земли сельскохозяйственного назначения, и передавались в пользование третьим лицам. По оценке «Гринпис», в России порядка 40 млн. га леса имеют неясную принадлежность. Невозможно однозначно определить, это государственный лесной фонд или земли сельскохозяйственного назначения.
2) Высокий спрос со стороны Китая. Китай на данный момент проводит политику полного запрета на коммерческую вырубку естественных лесов к 2020 году и сокращения вырубки искусственных лесов на 20%. При этом Китай является мировым лидером по объёмам поставок древесины и изделий из древесины. В 2017 году экспорт Китая, по данным World Integrated Trade Solutions (входит в состав Всемирного банка), оценивался более, чем в 35,8 млрд долларов.
3) Несоответствие формально заявленных участков вырубки фактическим.
4) Отсутствие восстановления лесов после вырубки в должном объёме. В 2016 году искусственное лесовосстановление было проведено на площади в 178,8 тыс. га, это всего лишь 17,9% от всей площади разрешённой сплошной вырубки. А 26% сплошных рубок и вовсе не будут восстановлены даже естественным путём (данные Стратегии развития Лесного комплекса Российской федерации до 2030 года).
Основана причина принятия радикальных решений заключается, в первую очередь, в недостаточном внимании чиновников к экспертным оценкам и рекомендациям. По оценке заместителя председателя правительства РФ Алексей Гордеева, «чёрные лесорубы» заготавливают от 0,8% до 40% от всего объёма заготовленной древесины. То есть, судя по диапазону значений фактически отсутствует даже приблизительная оценка нелегальной заготовки, на которую можно было опираться. По данным Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), в первом полугодии 2018 года было зафиксировано 7400 фактов незаконной рубки леса общим объёмом на 470,6 тыс. м3. При этом, 65% нарушений было выявлено в Иркутской области. Таким образом, Рослесхоз фиксирует только относительно некрупные нарушения (в среднем 63,6 м3 на одно нарушение).
На фоне стабильно растущего объёма разрешённой вырубки лесов в России (173,6 млн. м3 в 2010 году, 205 млн. м3 в 2015 году, 210 млн. м3 в 2016 – 2017 годах и 215 млн. м3 в 2018 году), объём выявленной незаконной вырубки лишь немногим превышает 0,4% от всего объёма заготовки. Если исключить из расчёта заготовку силами Федеральной службы исполнения наказаний в 45 млн. м3, то выявленные нарушения составляют 0,55%.
По данным Союза лесопромышленников, лесозаготовкой в России занимается почти 30 тыс. юридических и физических лиц. Особенно сложно поддается учету оборот пиломатериалов. Общий объем произведенных пиломатериалов в 2017 году составил 27 млн м3. Почти треть из них — 10 млн м3 — было произведено нелегально. Контроль за вырубками осложнён ещё и тем, что существует недостаток кадров: после принятия нового Лесного кодекса в 2007 году штат сотрудников лесной охраны насчитывал 120 тыс. человек, а затем сократился до 18 тыс. человек.
Визуальные наблюдения экологов, экспертов и местных жителей показывают, что на самом деле в России вырубаются колоссальные площади лесов. Однако в то же время, Россия, по оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых наций, обеспечивает 15% мирового экспорта делового круглого леса. Ровно столько же обеспечивает Новая Зеландия, которая по площади в 64 раза меньше России, и США с Канадой в складчину. Даже небольшая Чехия в центре Европы экспортирует лишь в 3 раза меньшекруглой деловой древесины, чем Россия.
Раздел II. Особенности и проблемы сотрудничества с Китаем в сфере лесной промышленности
Китай на данный момент является крупнейшим в мире импортёром делового круглого леса: 43% всего мирового импорта, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых наций, приходится именно на эту страну. Также Китай – крупнейший в мире потребитель пиломатериалов (26% от всего мирового импорта).
В плане поставки пиломатериалов в Китай Россия – безоговорочный лидер. В прошлом году, по данным WOOD Markets Group, мы обеспечили 15,5 млн. м3из общего импорта на 37 млн. м3, это 42% поставок.
Рис. 1. Поставки пиломатериалов по странам в Китай
С поставками необработанного круглого леса ситуация иная, здесь уже доля России значительно ниже. За год Китай импортирует лесоматериалы хвойных пород (сосна, ель, лиственница) в объёме 38 млн. м3, из них Россия поставляет менее 9 млн. м3. Импорт твёрдых пород дерева (дуб, ясень, берёза и т.д.) составляет порядка 17 млн. м3, и 3 млн. м3 приходят из России.
Таким образом, из всех поставок круглого леса в Китай на 55 млн. м3, Россия обеспечивает только порядка 12 млн. м3 или 21,8% от всех поставок.
Рис. 2. Поставки круглого леса хвойных пород по странам в Китай
Рис. 3. Поставки круглого леса твёрдых пород по странам в Китай
Таким образом, США с Канадой обеспечивают схожий с Россией объём поставок круглого леса хвойных пород в Китай, а Новая Зеландия даже превосходит.
Китайский рынок лесо- и пиломатериалов велик, но Россия не является монополистом на нём. Китайский импорт сильно диверсифицирован, соответственно, добровольный уход с рынка России приведёт к тому, что наше место займут другие страны.
Есть и оборотная сторона медали. В последние годы немало проблем в лесной отрасли России было связано с деятельностью китайских компаний, которые проявляли немалый интерес с точки зрения инвестиций. Одним из первых таких крупных проектов со 100% участием китайских инвесторов в 2005 году стало строительство Амазарского лесопромышленного комплекса в Читинской области. Однако темпы строительства комплекса сильно отставали от плана, а заготовка леса тем временем уже шла. В итоге комбинат по производству небелёной целлюлозы так и не был создан, а в 2018 китайский концерн ZJR прекратил финансирование проекта.
Иногда крупные китайские проекты все же доходят до финальной стадии. Но процесс может быть очень длительным. Например, в 2004 году в Томской области началось создание Асиновского лесопромышленного парка, которым с 2008 года занимается компания «РосКитИнвест», принадлежащая Яньтайской зоне технико-экономического освоения и китайской компании AVIC Forestry. В 2016 году томские власти привлекли в регион «нового» инвестора - Объединенную инвестиционную корпорацию провинции Хубэй. Новым этот инвестор оказался только формально, эта компания – держатель контрольного пакета акций AVIC Forestry. Одни инвестконтракты сменяются другими, но полный запуск лесоперерабатывающего комплекса так и не осуществлен.
Самый же вопиющий случай эксплуатации отечественных лесов китайскими предпринимателями – это аренда 137 тыс. га земли с лесом в Томской области сроком на 49 лет за 1,26 млрд. рублей. Выходит, что аренда 1 га земли стоит 15,64 рублей в месяц. Территорию в Асиновском, Каргасокском иВерхнекетском районах разбили на четыре лота, но их все выиграл единственный участник торгов — ООО «Международная инвестиционная компания Цзинье». 99% доли в ней принадлежат китайской корпорации «Цзинье» (Jingye Group), 1% - у жителя Томской области Цзи Сиси, который и возглавляет эту компанию. Однако такая откровенная махинация, все же, привлекла внимание правоохранительных органов. 25 января 2019 года прокуратура обратилась в суд с заявлением о расторжении договора с целью предотвратить причинение ущерба окружающей среде. Результат – суд запретил вырубку леса. Но контракт был действительно выгодным для Китая: 1 га леса за все 49 лет аренды обходился всего в 9200 рублей.
Наиболее привлекательный формат для предпринимателей из Китая – это создание небольших «лесопилок», которые позволяют после минимальной обработки отправлять на экспорт древесину с пошлинами в 10% (для круглой древесины они не ниже 25%). Если в 2008 году в России былозарегистрировано 152 лесопромышленные компании с китайским участием, то сейчас их не менее 564.
Раздел III. Оценка эффективности мер, реализуемых российскими органами государственной власти
1)19 июля 2019 года состоялась публикация закона ,согласно которому, тот, кто произвёл рубку деревьев, должен произвести посадку аналогичной площади в том же регионе не позже, чем через год после рубки. По задумке авторов закона, эта мера должна обеспечить восстановление лесов. Однако искусственное восстановление лесов без дальнейшего ухода ускоряет прирост леса на 5-10 лет, но не делает его более качественным. Вместо хвойных пород в лесах начинают преобладать за счёт естественного распространения быстрорастущие осины и берёзы, и от этого не выдерживается расстояние между деревьями, и из-за дефицита света деревья вырастают низкорослыми. Результат – снижение производительности (полезного роста) в 5 – 6 раз по сравнению с лесом, молодняк которого подвергался уходу. Таким образом, простое восстановление леса без ухода за молодняком не создаёт прежнее количество качественной древесины.
2) В 2017 году начала полномасштабную работу Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней («ЛесЕГАИС»). В ней содержатся сведения о правах на заготовку древесины и сделках с ней, включая экспортные. На данный момент, на всех этапах в цепочке поставок леса в ЕГАИС фиксируются только объем и масса заготовленного леса, а маркировка каждого бревна применяется только для ценных пород леса (дуб, бук и ясень). Такая система оставляет место для мошеннических действий: под документами, полученным легальным путём, может проходить другая, более качественная и дорогая древесина, добытая на ином участке, на который не выдавалось разрешения. В том числе по официальным документам может проходить лес, вырубленный «чёрными лесорубами», которые не только не занимаются восстановлением леса, но и не убирают за собой опилки и прочие сухие отходы, которые становятся причиной обширных лесных пожаров. Однако и чипирование каждого бревна(возможность такой меры озвучил Дмитрий Медведев) , позволяющее отслеживать все перемещения, связано с финансовыми проблемами: стоимость каждого чипа оценивается в $0,5 - $5. Стоимость среднего бревна объёмом 0,25 м3 с доставкой на 250 км при стоимости 1м3 в 3000 руб. выходит в 750 рублей. Чипирование каждого бревна стоимостью 750 рублей выходит экономически нецелесообразным.
3) Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин предложил переложить ответственность за восстановление леса на основных зарубежных потребителей – Китай. Кроме того, что Китай не заинтересован в восстановлении лесов на территории иного государства, поскольку имеет разветвлённую сеть поставщиков, предложение Кобылкина не решает полностью проблемы использования лесов. Оно заключается в строительстве на территории России 10 – 20 семеноводческих центров и никак не затрагивает вопрос ухода за лесами.
Раздел IV. Перспективы развития лесной промышленности
с учётом мирового опыта
В сложившейся ситуации, при которой леса отдаются предприятию в пользование на основе аренды максимум на 49 лет (на территория в постоянном бессрочном пользовании заготавливается только 1,07% древесины), полноценное восстановление качественного леса невозможно в принципе. Получение 300 – 350 м3 и более древесины с 1 га леса возможно только в условиях ухода за молодняком в течение первых 12 – 15 лет. И на это требуется порядка 40-45 лет (журнал Pulp and Paper Industry 01/05/2018). То есть арендаторам не выгодно заниматься восстановлением и уходом за лесом: всё равно срок аренды закончится раньше, а гарантий продления аренды нет.
Правило аренды на 49 лет приводит к невозможности повторно использовать прежние лесные участки. Лесозаготавливающие предприятия вынуждены бросать использованные участки, и переходить к новым. Это ведёт к экологическим проблемам из-за больших площадей вырубки с нарушения экосистемы, а также к росту издержек предприятий и государства.
Увеличение расстояния от лесосек до лесоперерабатывающих предприятий ведёт к росту логистических издержек. Просто увеличение расстояния от места вырубки до комбината – не единственный фактор, хотя в Швеции заводы обеспечиваются сырьём на расстоянии вывозки не более 120 – 150 км, а в России нормой считается 300 – 400 км в большинстве лесных регионов. Постоянная смена места рубки не позволяет обустраивать постоянные лесные дороги. В среднем в России на 1000 га леса приходится 1,5 км лесных дорог, в Сибири – ещё меньше. А в Финляндии на 1000 га леса приходится порядка 40 км лесных дорог, которые используются и для ухода за лесом, и для вывоза древесины (источник: Российская газета, печатная версия).Использование неподготовленного леса также снижает объёмы заготовки. Если в России по данным Федерального агентства лесного ежегодная заготовка на 1 га леса составляет 0,4 м3, то в США – 1,7 м3, в Швеции – 2,8 м3, в Финляндии – 2,9 м3.
Государству также невыгодна подобная схема работы: на 2019 год в рамках нацпроекта «Экология» запланировано выделение субъектам РФ такого-то 151 млрд. руб. Практической пользы от такого леса – минимум.
Раздел V. Выводы и предложения
Текущие проблемы невозможно решить ни посадками семян и саженцев, ни поголовным чипированием всех брёвен, ни запретом экспорта древесины. Последняя мера особенно опасна, поскольку она не способствует ни скорейшему восстановлению качественных лесов (экспорт круглой древесины – это 9,2% от всех лесозаготовок), ни росту доходов (экспорт необработанной древесины в 2018 году, по данным ФТС, составил 6 млрд. долларов) , ни созданию новых рабочих мест (высокие издержки и низкая производительность повышают цены на продукцию), ни удержанию позиций России на мировом рынке. А спрос на продукцию лесной промышленности в перспективе будет расти. Только в Китае прирост употребления целлюлозы был на уровне 2,6 млн тонн в год или около 9% в год за прошедшие 20-30 лет. В Индии ожидается рост на 6% в год в ближайшее время. Рост обеспечен увеличением производства предметов гигиены и упаковки.
Для сохранения лесов и повышения эффективности предприятий лесной промышленности эксперты Института актуальной экономики предлагают:
1) Увеличить штат сотрудников лесного надзора, которые будут иметь право проверять и вырубки лесов, и транспортировку лесо- и пиломатериалов. После реформы 2007 года штат сотрудников лесного надзора сократился со 100 тыс. человек до 22 тыс. человек. На данный момент просто некому осуществлять оперативный надзор за рубкой леса и выявлять нарушителей. Увеличение штата позволит оперативно выявлять незаконные лесосеки, которые остаются брошенными без должного ухода после работы «чёрных лесорубов», и идентифицировать самих нарушителей.
2) Усиливать орбитальный мониторинг лесной поверхности для оперативного контроля за изменением лесного покрова. Наземный мониторинг вырубки леса не позволяет на 100% выявлять случаев незаконной вырубки леса. Развитие орбитальной группировки для оперативного мониторинга позволит точно оценивать динамику изменения лесного покрова и выявлять незаконные лесосеки в труднодоступных местах вдали от органов лесного надзора.
3) Предоставить лесозаготавливающим предприятиям гарантии долгосрочного пользования лесом (передача леса в собственность или увеличение срока аренды минимум на 100 лет). Текущие правило с максимальным сроком аренды в 49 лет делает восстановление лесов и уход за молодняком нецелесообразным. Увеличение срока использования леса позволит предприятиям планировать работу на выделенном участке в долгосрочной перспективе, и сделает целесообразным и экономически выгодным уход за молодняком.
4) Постепенно ограничивать выдачу разрешений на вырубку новых участков леса вплоть до полной отмены на протяжении 70 лет. Сейчас лесозаготавливающим компаниям проще каждый раз после вырубки переходить на новые участки нетронутого леса. Ограничение выдачи разрешений будет стимулировать лесозаготавливающие предприятия восстанавливать леса, повышать их качество и использовать повторно.
Данные меры позволят сократить транспортное плечо от перерабатывающих заводов, развивать сеть лесных дорог, поддерживать прежнюю площадь лесного покрова, сохранять экосистему лесов, повышать эффективность работы лесозаготавливающих и лесоперерабатывающих предприятий, что приведёт к увеличению доли России на рынке экологически чистого сырья из восстанавливаемых ресурсов.