В истории человечества было очень много всякого рода тиранов, диктаторов, людей, чьи действия оказали чрезвычайно сильное влияние, не только на какое бы то ни было развитие своей страны, но и на весь мир. Среди самых известных и весьма спорных личностей, имеющих в классической риторике большинства людей некий чёрный окрас, можно выделить фюрера Третьего рейха Адольфа Гитлера, генерального секретаря ЦК ВКП Иосифа Сталина, каудильо Испании Франсиско Франко, поглавника Независимого Хорватского Государства Анте Павелича, дуче Италии Бенито Муссолини, первого президента Турции Мустафу Кемаля Ататюрка, революционеров Ленина и Троцкого, Короля бельгийцев Леопольда II. Если пробежаться "поверх заголовков", то таких личностей, в сущности, хоть отбавляй. Конечно, ни одну из них нельзя рассматривать лишь сквозь призму их, безусловно, тягчайших злодеяний. Тем не менее, многие, мягко говоря, спорные поступки исторических деятелей, сегодня незаслуженно забыты, или, что ещё хуже, отрицаются на государственном уровне, а самый вопиющий, самый отъявленный психопат, некогда руководивший страной, ставится всем в пример или вообще канонизируется.
Одним из подобных, наиболее «духовноскрепных» и каноничных персонажей российской истории с весьма спорной биографией, является, пожалуй, самый почитаемый святой русской православной церкви, князь Владимир Святославич, он же в церковных кругах известен под прозвищами «Великий» и «Креститель». Всем он известен, как человек, «сделавший из грязных, немытых, недалёких варваров», великих, духовных русских. Стремясь с пеною у рта всячески возвеличить этого персонажа, подать его как основной столп российской «духовности», ни церковники, ни историки не утруждают себя прочтением даже столь замученного ими же источника, как «Повесть Временных Лет» (далее – ПВЛ), и во взглядах на весьма спорную биографию «Крестителя» преимущественно опираются на какую-то метафизическую «святость», «благостность деяний» и прочие супергеройские характеристики. Особое усиление культа почитания Владимира Святославича началось в конце XVIII века с учреждением Императрицей Екатериной II ордена «Святого Равноапостольного князя Владимира», и продолжалось до 1917 года. Сейчас мы наблюдаем возрождение сего культа в виде: учреждения в честь Владимира ордена РПЦ, установки ему огромного памятника перед Кремлём, открытия в его честь десятков новых церквей, проведение в «день крещения Руси» пышнейших народных гуляний, наглейшего дележа средств налогоплательщиков на съёмках потрясающе омерзительных кинофильмов, и всё тому подобное. А теперь давайте разберёмся, почему такой «святой» чрезвычайно органично вливается в общий пантеон большинства российских государственников и чем же его биография так точно и, быть может, для кого-то неожиданно, характеризует тех, кто его столетиями возвеличивает.
Итак, начнём. Владимир Святославич родился примерно в 960 году и, согласно ПВЛ, был третьим сыном Великого князя Киевского Святослава Игоревича от одной из его наложниц – Малуши Малковны, ключницы княгини Ольги, бабки Владимира. Малуша, по версии Татищева, была дочерью купца Малка из западнославянского портового города Любеч. Однако есть теория, выдвинутая Д.И. Прозоровским в 1864 году, согласно которой Малуша и её брат Добрыня, впоследствии воевода и наставник своего племянника Владимира, были детьми древлянского князя Мала, упоминаемого в ПВЛ в связи с восстанием древлян против князя Игоря в 945 году. Сам князь Мал был, вероятнее всего, убит по приказу княгини Ольги, а его дети взяты к её двору в качестве прислуги.
Старшие братья Владимира – Ярополк и Олег – были рождены от Святослава другой женщиной, чьё имя в летописях не сохранилось. Тем не менее, не играет никакой роли тот факт, была ли мать Ярополка и Олега законной женой Святослава, или же, как и мать Владимира, Малуша, наложницей, ибо у язычников не существовало понятия «незаконнорожденности» и все признанные дети Великого князя могли ему наследовать, будь они от жён или наложниц. Факт лишь в том, что у язычников, ровно как впоследствии и у христиан, предпочтение в наследовании большей части имущества отдавалось старшему сыну, в данном случае – Ярополку Святославичу.
Условно биографию Владимира можно разделить на следующие этапы:
· Детство
· Новгородское княжение
· Междоусобная война
· Киевское княжение
· Крещение и христианизация
Будущего князя воспитывал брат его матери, воевода Добрыня Малкович, ставший прототипом легендарного богатыря Добрыни Никитича. Как следует из ПВЛ, наставник имел на юного князя довольно большое влияние. За два года до убийства печенегами Великого князя Киевского Святослава Игоревича, примерно в 10 лет, Владимир получает в удел Новгород, где фактически начинает править Добрыня, как наставник и воевода. В том же, 970 году, Олег Святославич становится древлянским князем в Овруче. В 972 году их отец Святослав погибает во время битвы с печенегами на Днепре, и Киевский стол наследует старший из троих братьев – Ярополк. Через 5 лет, в 977 году, когда Владимиру было около 17, князь Ярополк, как свидетельствует ПВЛ, по наущению своего воеводы Свенельда, развязал войну со своим младшим братом Олегом. Во время осады столицы Олега, Овруча, киевлянами, армия древлянского князя была разбита, а сам Олег погиб, упав в крепостной ров при попытке укрыться в городской крепости. Таким образом, Ярополк присоединяет древлянские земли к своим владениям. Узнав о смерти брата, Владимир, как сказано в ПВЛ, «убояся, бежа за море». Таким образом, Ярополк Святославич становится единоличным правителем Древнерусского государства. Однако в том же году, набрав варяжской дружины, Владимир и Добрыня возвращаются, убивают посадника Ярополка в Новгороде и Владимир вновь занимает свой стол.
В 978 году Добрыня решает, что князю пора жениться и обзавестись потомством. Это решение повлекло за собой первый прецедент весьма спорного поведения будущего «Великого Равноапостольного Святого» князя. Новгородцы идут в Полоцк, вступивший к тому времени в союз с Киевом. Полоцкое княжество со времён Рюрика управлялось, вероятно, династией некоего «мужа» из рюриковой дружины, посаженного по его приказу в Полоцке. «Суздальская летопись» по «Лаврентьевскому списку» сообщает, что дочь Полоцкого князя Рогволода Рогнеда на тот момент уже была обручена с Киевским князем Ярополком. Тем не менее, Добрыня сватает Владимира Рогнеде. Та, уже готовившаяся стать женой Ярополка, согласно ПВЛ, отвечает новгородцам: «не хочу розути робичича». В дохристианской Руси существовал обычай «разувания» мужа невестой перед первой брачной ночью. Буквально, Рогнеда отказывалась проводить данный обряд с сыном рабыни, коей считалась при дворе княгини Ольги мать Владимира – Малуша. Оскорблённый этим брат Малуши, Добрыня, приказал осадить Полоцк. После взятия города, разбив армию князя Рогволода, его, двоих его сыновей и дочь Рогнеду пленили. О дальнейших событиях узнаём из «Суздальской летописи»: «И Добрына поноси ѥмоу и дщѥри ѥго нарекъ еи робичица и повелѣ Володимероу быти съ нею прѣдъ ѿцѥмъ ея и матерью. потомъ ѿца ея оуби а самоу поя женѣ и нарекоша еи имѧ Горислава».
Делаем акцент на словах: «быть с нею пред отцем ея и метрью, потом отца ея уби». То есть, после взятия Полоцка, Владимир изнасиловал Рогнеду по совету Добрыни, на глазах пленного князя Рогволода, а затем убил полоцкого князя. Безусловно, основной причиной взятия новгородцами Полоцка было не оскорбление Рогнедой Владимира и Доборыни, констатацией сухого и правдивого факта, что Малуша Малковна была рабыней. Здесь, к слову, можно чётко засвидетельствовать, что правду на Руси ещё «деды не поощряли» и всяческие расправы над теми, кто называет вещи своими именами, на земле русской есть исторически сложившаяся духовная скрепа. Тем не менее, причина взятия Полоцка носила также и чёткий геополитический смысл – Полоцкое княжество вошло в союз с Киевом, что совсем не устраивало нацелившегося на единоличное, безраздельное правление юного любителя быть сверху.
Сразу после этого Владимир и Добрыня идут на Киев. Ярополк, узнав о взятии Полоцка и приближении войска Владимира, заперся в городе и приготовился к длительной осаде. Владимир же, бывший отнюдь не былинным богатырём по нраву, и склонным придерживаться принципа «в войне все средства хороши», подкупил ближайшего сподвижника и воеводу Ярополка – Блуда. Тот, запугав Киевского князя грядущим голодом и последующим восстанием против него киевлян, вынудил Ярополка Святославича бежать из осаждённого Киева в небольшой городок Родень. Как свидетельствует ПВЛ, в Родене возникли проблемы с продуктовым снабжением, и начался предрекавшийся Блудом голод, вследствие чего, воевода принудил Ярополка к миру с младшим братом. Когда же князь согласился и прибыл к Владимиру в Киев для заключения мира, «яко полѣзе въ двѣри пѫдъяста и два варѧга мечема пѫдъ пазоусѣ». То есть, стоило Ярополку войти в терем, как два варяга тут же проткнули его под пазухи мечами. Вдову Ярополка, беременную гречанку, Владимир сделал одной из своих наложниц, а чуть позже, в 980 году, сделал Добрыню Новгородским посадником и с тех пор стал править самостоятельно.
Языческий период правления князя Владимира в Киеве был весьма духовноскрепным. Как свидетельствует нам ПВЛ, «от месива до месива жилося князю весело»: «Бѣ же Володимиръ побѣженъ похотью женьскою. Быша ему водимыя: Рогънѣдь, юже посади на Лыбеди, идеже есть нынѣ селце Передславино, от нея же роди 4 сыны: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода, и двѣ дщери; от грѣкини — Святополка; от чехыни — Вышеслава; а от другия — Святослава, а от болъгарыни — Бориса и Глѣба. И наложьниць у него 300 въ Вышегородѣ, 300 в Бѣлѣгородѣ, а 200 на Берестовѣмъ в сельци, еже зовут и нынѣ Берестовое. И бѣ несытъ блуда, и приводя к себѣ мужьскыя жены и дѣвици растляя».
Язычество Владимир тоже весьма чтил. Мало кто знает, но Ярополк, чьей женой, как уже упоминалось, была гречанка, привезённая из Византии в подарок сынишке князем Святославом, относился к христианству с неприкрытой симпатией. Поздние археологические раскопки на территории Киева показали, что на месте знаменитого языческого капища князя Владимира, устроенного им практически сразу после вокняжения, существовал греческий христианский храм. После убийства Ярополка, Владимир устроил неслабые гонения на христиан в Киеве, сравняв храм с землёй и отдав на растерзание первых русских христианских мучеников – варягов Иоанна и Фёдора. После этого, он выстраивает на месте уничтоженого храма капище, где расположил идолы «Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла, и Мокошь». Такое же капище в это же время сооружает в Новгороде Добрыня. Целью проведения подобных мероприятий было создание общеславянского, единого пантеона языческих Богов, главным из которых был бы Бог-покровитель князя и княжеской дружины Перун. Это было необходимо Владимиру для закрепления своей власти над всей русской землёй и её максимальная централизация.