Герой Советского Союза Марина Раскова знаменита не только как участник женского сверхдальнего перелета 1938 года, под конец которого она выпрыгнула с парашютом в тайгу и десять дней выходила к своим с пистолетом и двумя плитками шоколада. В 1941 году она стала инициатором создания первых в мире боевых женских авиаполков, которые были сформированы в ВВС СССР.
За 5 предвоенных лет летные клубы Осоавиахима успели подготовить почти 8 тысяч девушек-пилотов, однако дальше обучение они продолжить не могли. Только чуть более сотни самых настойчивых к началу войны смогли стать летчицами-инструкторами и получить официальный статус профессинальных пилотов. Казалось вполне логичным, что с началом войны эти женщины смогут воевать в ВВС по своей военной специальности, однако, когда они шли в военкоматы или, уже находясь в армии, писали рапорты с просьбой отправить их на фронт, то получали отказ.
И когда герой Советского Союза слушательница Военной академии им. Фрунзе майор Марина Раскова пыталась осенью 1941 года попасть на фронт, она получила такой же ответ, как и все остальные женщины. Тогда, используя высокое положение, она обратилась прямо в ЦК, но и там ей предложили подождать. Тем временем Марина получала множество залоб от летчиц, которые оказались в таком же положении, как и она сама, попасть на фронт они могли только как связистски или саниратки, военное ведомство полностью игнорировало их профессиональную подготовку, поскольку просто не понимало, как они смогут служить в одних авиационных частях наравне с мужчинами.
И тогда Раскова решила, что, раз женщинам-летчицам негде служить в ВВС вместе с мужчинами, то нужно создать отдельные воинские части специально для спабого пола. И она обратилась с таким предложением напрямую к Сталину. Он благосклонно отнесся к идее создания женских авиационных полков, где смогли бы воевать опытные авиаторы-женщины. В результате 8 октября 1941 г. был издан приказу НКО «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии», который в частности гласил:
В целях использования женских летно-технических кадров приказываю к 1 декабря 1941 г. сформировать и подготовить к боевой работе:
1. 586-й истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату No. 015/174, дислокация г. Энгельс.
2. 587-й авиационный полк ББ на самолетах Су-2 по штату No. 015/159. Формирование полка произвести при 10-м запасном авиаполку — Каменка.
3. 588-й ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату No. 015/186, дислокация — г. Энгельс.
4. Командующему ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА, ГВФ и Осоавиахима.
Изначально формирование этих полков Раскова начала при Военной академии им. Жуковского, а затем переместилась в Энгельс под Саратовом, где продолжила работу на базе местной авиашколы. После окончания этой работы Марина стала командиром 587-го полка, который в январе 1943 года был переброшен на фронт под Сталинград. Однако при перелете к месту дислокации самолет Расковой попал в сложные погодные условия и разбился.