Найти тему
Дух времени

Как герой Советского Союза Раскова в начале войны добилась создания женских авиаполков

Марина Раскова, фото из открытых источников
Марина Раскова, фото из открытых источников

Герой Советского Союза Марина Раскова знаменита не только как участник женского сверхдальнего перелета 1938 года, под конец которого она выпрыгнула с парашютом в тайгу и десять дней выходила к своим с пистолетом и двумя плитками шоколада. В 1941 году она стала инициатором создания первых в мире боевых женских авиаполков, которые были сформированы в ВВС СССР.

За 5 предвоенных лет летные клубы Осоавиахима успели подготовить почти 8 тысяч девушек-пилотов, однако дальше обучение они продолжить не могли. Только чуть более сотни самых настойчивых к началу войны смогли стать летчицами-инструкторами и получить официальный статус профессинальных пилотов. Казалось вполне логичным, что с началом войны эти женщины смогут воевать в ВВС по своей военной специальности, однако, когда они шли в военкоматы или, уже находясь в армии, писали рапорты с просьбой отправить их на фронт, то получали отказ.

И когда герой Советского Союза слушательница Военной академии им. Фрунзе майор Марина Раскова пыталась осенью 1941 года попасть на фронт, она получила такой же ответ, как и все остальные женщины. Тогда, используя высокое положение, она обратилась прямо в ЦК, но и там ей предложили подождать. Тем временем Марина получала множество залоб от летчиц, которые оказались в таком же положении, как и она сама, попасть на фронт они могли только как связистски или саниратки, военное ведомство полностью игнорировало их профессиональную подготовку, поскольку просто не понимало, как они смогут служить в одних авиационных частях наравне с мужчинами.

И тогда Раскова решила, что, раз женщинам-летчицам негде служить в ВВС вместе с мужчинами, то нужно создать отдельные воинские части специально для спабого пола. И она обратилась с таким предложением напрямую к Сталину. Он благосклонно отнесся к идее создания женских авиационных полков, где смогли бы воевать опытные авиаторы-женщины. В результате 8 октября 1941 г. был издан приказу НКО «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии», который в частности гласил:

В целях использования женских летно-технических кадров приказываю к 1 декабря 1941 г. сформировать и подготовить к боевой работе:
1. 586-й истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату No. 015/174, дислокация г. Энгельс.
2. 587-й авиационный полк ББ на самолетах Су-2 по штату No. 015/159. Формирование полка произвести при 10-м запасном авиаполку — Каменка.
3. 588-й ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату No. 015/186, дислокация — г. Энгельс.
4. Командующему ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА, ГВФ и Осоавиахима.


Изначально формирование этих полков Раскова начала при Военной академии им. Жуковского, а затем переместилась в Энгельс под Саратовом, где продолжила работу на базе местной авиашколы. После окончания этой работы Марина стала командиром 587-го полка, который в январе 1943 года был переброшен на фронт под Сталинград. Однако при перелете к месту дислокации самолет Расковой попал в сложные погодные условия и разбился.