Светофор на железной дороге – совсем не то же, что на автомобильной. Мало того, что у ж/д светофора больше сигналов и машинист должен реагировать на них иначе, так еще и в кабинах установлены дополнительные локомотивные светофоры.
Об устройстве светофоров на железной дороге рассказывает наш автор, машинист тепловоза Алексей Алексеев.
Железнодорожный путь разбивается на так называемые блок-участки, на границе которых устанавливаются путевые светофоры. Они сигнализируют огнями о занятости блок-участка, расположенного за ними.
Если говорить проще, зеленый сигнал путевого светофора сообщает о том, что впереди свободны два или более блок-участка. Желтый – впереди свободен один блок-участок. Красный – «стой, проезд запрещен».
Светофор в локомотиве
В кабине у машинистов есть локомотивный светофор, с помощью которого бригада узнает о сигнале путевого светофора, к которому приближается поезд.
Блок-участки, как правило, достаточно большие и, в силу разных обстоятельств, например, расположения путевого светофора в кривой (за поворотом) или из-за большого расстояния между светофорами, локомотивная бригада может его не увидеть преждевременно .
Локомотивный светофор получает информацию о том, что показывает светофор впереди, через импульсы, передаваемые по рельсам, иначе говоря – путевые коды.
Вот что означают сигналы локомотивного светофора
Зеленый свет – впереди путевой светофор с зеленым огнем, свободно два и более блок-участка.
Желтый свет – впереди светофор с одним желтым сигналом (возможны еще, например, ситуация с двумя желтыми огнями и другие варианты) и свободен за ним всего один участок.
Красно-желтый огонь локомотивного светофора или, как говорят локомотивные бригады, просто «КЖ» загорается, когда поезд заезжает на последний свободный блок-участок, а впереди на путевом светофоре горит красный свет.
Красный огонь локомотивного светофора загорается в случае проезда под красным сигналом или при потере путевых кодов (какая-то неисправность), если перед этим горел красно-желтый огонь.
Белый загорается, когда поезд едет по некодированным путям или при потери кода, если до этого на светофоре горел зеленый или желтый огонь.
С какой скоростью можно ехать
Скорость движения поездов зависит от показаний путевых и локомотивных светофоров.
Зеленый огонь путевого и локомотивного светофора – разрешается движение с установленной на участке скоростью, желтый – со сниженной скоростью.
Красно-желтый сигнал «КЖ» локомотивного светофора означает, что движение разрешается, но с готовностью остановиться в любой момент, потому что на путевом светофоре впереди горит красный огонь.
Если внезапно зеленый или желтый огонь светофора сменится на белый — можно развивать скорость не более 40 км/ч.
Проезд под красным сигналом светофора считается преступлением и самой страшной неисправимой ошибкой локомотивной бригады, которая неминуемо перечеркнет все прошлые заслуги и приведет к увольнению. По этой причине подъезд к запрещающему сигналу – один из самых ответственных моментов в работе бригады. Проехать запрещающий сигнал – считай все, карьера уже окончена. Пиши заявление на увольнение.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации.