Найти тему
1520. Все о путешествиях

Как устроены светофоры на ж/д и как машинист заранее узнаёт, какой сигнал далеко впереди

Оглавление

Светофор на железной дороге – совсем не то же, что на автомобильной. Мало того, что у ж/д светофора больше сигналов и машинист должен реагировать на них иначе, так еще и в кабинах установлены дополнительные локомотивные светофоры.

Фото: Wikimedia / Владислав Завальнюк
Фото: Wikimedia / Владислав Завальнюк

Об устройстве светофоров на железной дороге рассказывает наш автор, машинист тепловоза Алексей Алексеев.

Железнодорожный путь разбивается на так называемые блок-участки, на границе которых устанавливаются путевые светофоры. Они сигнализируют огнями о занятости блок-участка, расположенного за ними.

Если говорить проще, зеленый сигнал путевого светофора сообщает о том, что впереди свободны два или более блок-участка. Желтый – впереди свободен один блок-участок. Красный – «стой, проезд запрещен».

Светофор в локомотиве

В кабине у машинистов есть локомотивный светофор, с помощью которого бригада узнает о сигнале путевого светофора, к которому приближается поезд.

Блок-участки, как правило, достаточно большие и, в силу разных обстоятельств, например, расположения путевого светофора в кривой (за поворотом) или из-за большого расстояния между светофорами, локомотивная бригада может его не увидеть преждевременно .

Желтый огонь на локомотивном светофоре электровоза ВЛ60. Фото: Wikimedia / Vivan 755
Желтый огонь на локомотивном светофоре электровоза ВЛ60. Фото: Wikimedia / Vivan 755

Локомотивный светофор получает информацию о том, что показывает светофор впереди, через импульсы, передаваемые по рельсам, иначе говоря – путевые коды.

Вот что означают сигналы локомотивного светофора

Зеленый свет – впереди путевой светофор с зеленым огнем, свободно два и более блок-участка.

Желтый свет – впереди светофор с одним желтым сигналом (возможны еще, например, ситуация с двумя желтыми огнями и другие варианты) и свободен за ним всего один участок.

Красно-желтый огонь локомотивного светофора или, как говорят локомотивные бригады, просто «КЖ» загорается, когда поезд заезжает на последний свободный блок-участок, а впереди на путевом светофоре горит красный свет.

Красный огонь локомотивного светофора загорается в случае проезда под красным сигналом или при потере путевых кодов (какая-то неисправность), если перед этим горел красно-желтый огонь.

Белый загорается, когда поезд едет по некодированным путям или при потери кода, если до этого на светофоре горел зеленый или желтый огонь.

Пример кодировки рельсовых цепей: соответствие показаний путевого и локомотивного светофора
Пример кодировки рельсовых цепей: соответствие показаний путевого и локомотивного светофора

С какой скоростью можно ехать

Скорость движения поездов зависит от показаний путевых и локомотивных светофоров.

Зеленый огонь путевого и локомотивного светофора – разрешается движение с установленной на участке скоростью, желтый – со сниженной скоростью.

Красно-желтый сигнал «КЖ» локомотивного светофора означает, что движение разрешается, но с готовностью остановиться в любой момент, потому что на путевом светофоре впереди горит красный огонь.

Выходной красный запрещающий сигнал с третьего пути Н3 на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Выходной красный запрещающий сигнал с третьего пути Н3 на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Если внезапно зеленый или желтый огонь светофора сменится на белый — можно развивать скорость не более 40 км/ч.

Проезд под красным сигналом светофора считается преступлением и самой страшной неисправимой ошибкой локомотивной бригады, которая неминуемо перечеркнет все прошлые заслуги и приведет к увольнению. По этой причине подъезд к запрещающему сигналу – один из самых ответственных моментов в работе бригады. Проехать запрещающий сигнал – считай все, карьера уже окончена. Пиши заявление на увольнение.

Примерно такие памятки, предупреждающие проезд под запрещающими сигналами имеются в кабине каждого локомотиве.
Примерно такие памятки, предупреждающие проезд под запрещающими сигналами имеются в кабине каждого локомотиве.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации.