Пока Махершала Али в Лос-Анджелесе принимал поздравления по поводу вручения ему второго «Оскара», зрители по всему миру следили за эмоциональной развязкой третьего сезона сериала «Настоящий детектив». Новый сезон, безусловно, уступает первому (а кто вообще может переплюнуть Раста Коула?), но заметно превосходит второй. Многоуровневая увлекательная и драматическая история завершилась блистательно, но на все ли вопросы мы получили ответы? Нудно раскрываю детали концовки, которые могли ускользнуть от ваших глаз…
Итак, что же нам показали в 80-минутной финальной серии?
В 1980-м начальство ставит ультиматум перед Хейсом – он должен либо отречься от всего, что написала Амелия, либо отправиться на бумажную работу, распрощавшись с карьерой детектива. Уэйн не желает предавать любимую женщину и отказывается от дальнейшей службы.
В 1990-м напарники тяжело переживают убийство Харриса Джеймса – Хейс рвет отношения с Амелией, а Уэст отправляется в бар, где задирает сразу полдюжины громил. Только так он может выплеснуть эмоции, а после опустошенный находит утешение в компании бездомного пса, такого же неуклюжего и помятого, как он сам.
Наконец, в 2015-м Хейс и Уэст разыскивают Мистера Джуна, одноглазого негра, и тот рассказывает, что случилось с детьми Перселлов, а затем наводит детективов на монастырь, где якобы похоронена Джули. В самом конце Хейс приходит к выводу, что Джули жива и инсценировала свою гибель, но убедиться в этом Уэйн не успевает, разум снова подводит его.
Отмечу, как ловко Ник Пиццолатто водил нас за нос весь третий сезон – он регулярно давал наводки на Хойта, намекая, что тот не то педофил, не то торговец людьми, не то главарь мафии, а потому встреча Уэйна с местным Желтым Королем казалась ключевой. Но нет, обнаружилось, что при всех своих пороках Эдвард Хойт (его сыграл восхитительный Майкл Рукер) далек от истории с детьми Перселлов, он всего лишь разыскивает начальника своей охраны, и ему до лампочки поиски пропавших десять лет назад сопляков, он дома почти не бывал и вряд ли знал, как дочь использует потайную комнату. Вместо коварного злодея мы получили раздраженного несведущего старика.
И все же, спустя 35 лет дело Уилла и Джули Перселлов раскрыто. Да, виновны Хойты, но не Эдвард, а Изабель, его дочь – двинувшаяся рассудком женщина нечаянно убила мальчика, а девочку похитила и превратила в свою любимую игрушку, пока та однажды не бежала из своего розового замка. Родителей и дядю ребятишек в попытках скрыть преступление своего работодателя убил Харрис Джеймс, так что ему от Хейса и Уэста досталось по заслугам. Да, преступление теперь выглядит весьма банально – «всего лишь» свихнувшаяся женщина, случайно убитый мальчик и проданная собственной матерью девочка, проведшая 10 лет в заточении, а затем бежавшая и умершая от ВИЧ. Ну, или не умершая…
Насмотренные зрители легко заметили подвох с могилой Джули – до конца серии оставалось еще полчаса, когда Уэст и Хейс нашли последнее пристанище девушки, которую искали 35 лет, так что мы вправе были ожидать лихой поворот сюжета. И он случился – книга Амелии снова дает Уэйну подсказку: Джули Перселл могла инсценировать свою смерть, чтобы никто не смог найти ее снова, и начать новую жизнь с Майком Эрдойном, тем самым мальчишкой, который тяжелее всех переживал ее исчезновение в 1980-м. Правда, Хейс не смог докопаться до финала истории – разум его подвел на самом пороге нового дома Джули, он забыл зачем приехал по вычисленному им адресу. Или не подвел? Пока Уэйн пьет воду, глаза его меняются – может быть, престарелый детектив решил, что не стоит ворошить жизнь и без того испытавшей много плохого женщины? Как бы то ни было, куда важнее то, что Хейс смог отпустить это дело и заново обрести собственную семью. За ним приехала Бекка, и Уэйн наконец-то смог ощутить умиротворение, держа дочь за руку.
Мир наступил и в тандеме Хейс-Уэст. С 1980-го дело Перселлов связывало двух детективов, но убийство Джеймса развело недавних приятелей в разные стороны, Роланд Уэст так и вовсе ушел в крутое пике и превратился в озлобленного пьяницу-одиночку, живущего на отшибе в компании собак. Дело закрыто не было, поэтому не были устранены и разногласия между напарниками. В финале Роланд так и не узнал о том, что Джули жива, но даже понимания того, что произошло с девушкой, ему оказалось достаточно, чтобы примирится с прошлым. И с другом – Уэст тоже обрел то, что потерял. Спокойствие. В финале преступление уходит на десятый план, а на первом – семейная и дружеская связь, то, что дарит куда больше эмоций.
Это умиротворение – одно из проявлений цикличности жизни, на которую Пиццолатто явно делает упор в третьем сезоне. Его герои словно проживают заново одно и то же раз за разом: в 1990-м расследование останавливается на том же месте, что и в 1980-м, в 2015-м Уэст и Хейс идут теми же дорогами, что и в 1990-м, даже невероятно красивый эпизод с проездом автомобиля, в котором мы видим героев в трех временных плоскостях кричит именно об этом. Но самый интересный пример цикличности – это, конечно, катающиеся на велосипедах внуки Уэйна Хейса. Да, они напоминают детей Перселлов, но теперь мы знаем, что ничего плохого не случится. Жизнь циклична, но мы можем менять ее к лучшему. И это счастливый конец.
Но конец ли? Что вы думаете о записке, которую Генри забрал у отца? Он не выбросил клочок бумаги с адресом Джули, а поразмыслив, положил его в карман. Не исключено, что мужчина отдаст его Элайзе, девушке, снимавшей интервью с его отцом – Генри понимает, что записка имеет значение, и возможно, тоже хочет, чтобы в деле Перселлов была поставлена точка. А может, он просто передаст ее потом Роланду Уэсту, здесь возможны вариации…
А вот вам еще одна загадка, над которой на досуге интересно поразмышлять – две последние сцены сезона. Сначала мы видим, как Уэйн и Амелия в опустевшем баре приходят к примирению, а затем выходят, обнявшись, в залитую светом дверь. После нам показывают Хейса, уходящего в непролазную чащу вьетнамских джунглей. Ничего не напоминает? Примерно так заканчивалась картина «Лестница Якоба», в которой герой якобы проживал сложную, насыщенную событиями жизнь, но в финале оказывалось, что на самом деле он умирает в агонии после ранения в бою. Не значит ли это, что Хейс не вернулся из Вьетнама, что все три временные шкалы, в которых разворачивается сюжет третьего сезона, являются всего лишь бредом умирающего от ран солдата? Может быть, все испытания, выпавшие на долю Уэйна – это чистилище и способ примириться со смертью?
Впрочем, все может быть проще, хотя и не менее символично. Мы понимаем, что дело для Хейса закрыто, что он может двигаться дальше и именно это нам демонстрирует сцена с Амелией (в ней, кстати, чуть раньше прямо говорится, что если бы Уэйн погиб на войне, его мать получила бы щедрую компенсацию) – свет здесь значит спокойствие и блаженство. Вьетнам же – это возвращение (снова цикл) в то место, где однажды Хейс уже был готов расстаться с жизнью. Вьетнам – это квинтэссенция жизни для Хейса с его навыками выслеживать, идти до конца, не боясь преград, и здесь же он мог быть наедине с собой. Теперь, когда дело детей Перселлов закрыто, Уэйн может вернуться в страну вечного покоя и одиночества. Честно говоря, полагаю, что Хейс в финале сериала умер.
Возможно, кого-то подобный конец разочаровал – никаких тебе теорий заговора, никакой разоблаченной сети педофилов или похитителей детей, два старика раскрыли посредственное дело, все детали которого 35 лет лежали на поверхности. Но вспомните – ровно так же закончился и первый сезон. А все потому, что в «Настоящем детективе» главное не убийство и его раскрытие, а отношения между героями. Между Коулом и Хартом тогда. Между Хейсом и Уэстом сейчас. Больше скажу, третий сезон «Настоящего детектива» - это история любви, недаром Амелия находится рядом с Уэйном даже в 2015-м, когда физически женщина уже мертва. Любовь Амелии и Уэйна тесно сплетена с расследованием, но в то же время именно дело Перселлов не дает Хейсу окончательно рухнуть в бездну безумия и забыть своих родных, близких и любимую. Через расследование нам рассказали о любви, о семье и о дружбе. Рассказали трогательно, эмоционально и убедительно. Так, как никто не рассказывал. Потому что настоящие в сериале не только детектив, но и любовь.