De Bijenkorf (Бийенкорф) в Гааге - это универмаг в стиле Амстердамской школы, который был спроектирован в 1923 году и построен между 1924 и 1926 годами амстердамским архитектором Питом Крамером. Почти двадцать разных художников были вовлечены в окончательный дизайн и исполнение. Таким образом, De Bijenkorf является прекрасным примером подхода к зданию Gesamtkunstwerk (Гезамкунстверк - всеобъемлющее (универсальное) произведение искусства, объединяющее различные виды искусства в рамках единого художественного объекта) и считается одним из лучших произведений, созданных движением.
Де Бийенкорф купил участок в 1923 году и сделал конкурс, чтобы найти подходящего архитектора для проекта. Здание в Амстердаме подверглось большой критике в прессе и торговых журналах из-за его очень традиционной архитектуры. Шесть известных архитекторов были приглашены представить эскизный проект: помимо Пита Крамера были также Мишель де Клерк, Ян Фредерик Стаал, братья Ван Гендт, Лютман и В. Хамдорфф. Профессиональное жюри выбрало дизайн Стаала. Однако руководство решило, что здание недостаточно вписывается и в итоге выбрало дизайн Крамера. В следующем году Крамер разработал свой проект, после чего в 1924 году началось строительство.
Открытие было назначено на 15 марта, но в итоге было отложено на десять дней. По этому случаю была опубликована публикация с фотоматериалом и информацией, в которой обсуждались различные аспекты здания. Здесь здание называлось «замок удовольствий» и «дворец радости жизни». Хотя муниципалитет Гааги, очевидно, был доволен созданием такого экономического стимула. Возникли и беспокойства: не будет ли такой большой универмаг, где все продается, слишком не конкурентоспособным для других магазинов в городе?
Здание Bijenkorf поражает не только своим характерным круглым фасадом, но и своими размерами. Имея длину 102 метра, высоту 24 метра и площадь 3000 кв. м он был завершен как крупнейший универмаг в Нидерландах и самое большое здание в Гааге. Здание построено вокруг бетонной каркасной конструкции с кирпичным ненесущим внешним фасадом. Этот фасад начинается только на первом этаже над выступающим медным тентом. Волнистый красный кирпичный фасад над ним разделен на девять плоскостей посредством восьми вертикальных фасадных частей, которые образуются в виде двойных складок из каменной кладки. В плоскостях шесть (и девять сверху) вертикальных полос с окнами в медных рамах. В верхней части фасада эта композиция дополнена деталями из натурального камня и скульптурой.
Поскольку фасад, кажется, начинается только на втором этаже, кажется, что здание плывет или опирается только на стекло первого этажа. Этот эффект достигнут в том, что наружная стенка не имеет функции несущей. Это решение вытекает из эстетики, а не из строительства это типичный подход Амстердамской школы.
В интерьере сегодня мало что можно увидеть из оригинальных деталей. В здании находилась резьба по дереву Хендрика ван ден Эйнде, Яна Трапмана, Маринуса Фройгде, Типке Виссера, Адриана Ремиенса, Х. Кааса, Х. Дж. Янсена ван Галена, Луизы Бейджерманс и Хильдо Кроп. Хотя большая часть исчезла, но деревянные лестницы с резьбой еще остались.
Первоначальный витраж на ступеньках лестницы так же сохранился. Ответственными были Джо Линсе (1-й этаж), Х. ван дер Сток (2-й), Питер Хофман (3-й) и Лео Виссер (5-й). Другими художниками по стеклу были Миен Виссер-Дюкер, Яап Гиддинг, Виллем Богтман и Джоуп Николас.
Мемориальная доска, которая была вручена руководству на открытии сотрудниками амстердамского филиала, до сих пор сохранена.
В 1962 и 1997 годах здание было капитально отремонтировано, что оказало большое влияние на интерьер. В 1962 году здание было "модернизировано"- из интерьера был удален атриум и практически все детали из дерева. Некоторые детали размещены в Центральном музее в Утрехте. Во время реконструкции в 1997 году часть старой планировки вернули.
В период с 2009 по 2013 годы с увеличением торговых площадей De Bijenkorf было добавлено дополнительное крыло сзади.
Источник amsterdamse-school.nl