Речь пойдет о боевом пути летчика 153-го истребительного авиаполка лейтенанте Макаренко Николае Федоровиче. 10 февраля 1943 года ему было присвоено звания Героя Советского Союза за проявленный героизм в боях с фашистской Германией.
Однажды Макаренко Н.Ф в группе, вылетел на задание в направлении города Сортавала. Подойдя к цели летчики увидели колонну вражеской техники.
Вытянувшись словно змея, колонна потянулась к многострадальному Ленинграду. По команде ведущего комэска лейт-та Кривойкина группа приготовилась к атаке перестроившись в боевой порядок. Для противника налет стал неожиданностью. С первым ударом подожгли несколько автомашин. Фрицы бросали технику и разбегались от колонны по разные стороны дороги. Уничтожив колонну ,группа повернула к своему аэродрому. - Я шел последним,- вспоминал Макаренко. -Вижу: на краю леса собралась пехота. С бреющего полета открыл по ним шквальный огонь из пулеметов. При наборе высоты,спеша за своей группой , заметил четверку мессеров. Сначала немного опешил...на меня вчетвером-а я один! Но куда тут денешься,пришлось принимать бой. Моя "чайка" отличная по маневренности машина, удалось увернутся от ударов. Подобрав удачный момент, смог развернутся и пошел в лобовую атаку на ведущего "мессера". Тот не отворачивал. Как только попал он мне на прицел тут же нажал изо всех сил на гашетку пулемета."Мессер" ярко вспыхнул и,скользнув прямо перед носом под капот моего самолета, рухнул на землю и взорвался. Оставшись без ведущего ошарашенные немцы покинули поле боя...
В один из дней августа 1941года пятерку летчиков -истребителей подняли по тревоге на перехват большой группы самолетов врага. В этом бою Макаренко удалось сбить одного "мессера". Но его самолет при этом тоже сильно пострадал и перестал слушаться рулей, все время при этом валясь на нос. Коля попробовал исправить ситуацию повышая обороты двигателя, но это не помогло. Дело было над Ладожским озером. По курсу летчик обнаружил островок и решил попробовать посадить самолет на него. Но самолет быстро потерял высоту и не дотянув до островка коснулся поверхности воды и перевернувшись, колесами вверх, пошел на дно... Наблюдавшие за этим другие летчики решив что Макаренко погиб,вернувшись сообщили технику А.Егорову об этом.-Первым пошел в атаку и сбил фашиста. Пытался спасти машину,но...но погиб. Хороший был летчик.! Ас!. Вот так к вечеру на стол начальника штаба легло донесение что летчик Макаренко погиб.
Но Макаренко не погиб! Отстегнувшись от ремней ему удалось выскользнуть из тонущей машины и добратся вплавь до островка. Оттуда его забрали моряки, смотревшие за поединком в небе. Они и доставили его на берег. Радости увидевших что Макаренко жив и здоров не было предела. А дальше были опять полеты...
Однажды вечером в сентябрьские дни поступил приказ совершить налет на вражески аэродром севернее Ленинграда. Разведка доложила что там для налета на город немцы сосредоточили большое количество самолетов. Комполка собрал штурмовую группу во главе с комэском О.Родионовым. С утра ,пораньше, с аэродрома полка группа ушла на задание...
В нее вошли летчики: Кисляков, Мухин, Авдеев, Костюк, Праводелов, Макаренко. Как самому опытному Макаренко поручили вывести группу на точку. Подлетели к цели со стороны солнца, на бреющем полете, для обеспечения внезапности налета и чтобы не попасть под зенитки врага. На аэродроме стояли готовые к вылету загруженные бомбардировщики и мессеры сопровождения. Успел взлететь только один из истребителей но попал под плотный огонь из четырех пулеметов Макаренко и рухнул вниз.
После первого удара , были еще четыре. На взлетном поле горело больше десятка вражеских самолетов. А наша группа вернулась без потерь.
В июне 1942 года 153-й авиаполк был пересажен после переучивания на новые самолеты и был переброшен на Воронежский фронт. - На нашем фронте у нас еще мало истребителей. Враг летает безнаказанно. Нужно проучить его! -обратился к летчикам командующий ударной группой генерал-майор авиации Л.Горбацевич. Через сутки полк во главе с командиром поднялся на небо. Ведущую группу возглавил комэск Макаренко. Через минут пять полета истребители заметили три бомбардировщика врага. Первым сбил с короткой дистанции Ю-88 комполка. Самолет разваливаясь в воздухе начал падать. Остальных двоих сбили комэск Макаренко и ст.лейтенант Иванов.
Бой только прошел, появились еще пять юнкерсов. Их уничтожила вторая группа наших истребителей. А потом еще семь машин врага. Их постигла такая же доля. В этот день каждый летчик полка сбил по одному или даже некоторые по два самолета врага. Как оказалось позже, около ста самолетов врага попытались сделать налет в этот день на Воронеж. В отражении их налета участвовал и другой полк 3-й ударной группы. Этот налет обошелся люфтваффе очень дорого. На земле наши пехотинцы поймали выбросившихся на парашютах фрицев-штурманов, летчиков, стрелков-радистов. Их оказалось около 100 человек.
Ранним июльским утром над нашим аэродромом появились фашистские бомбардировщики. Взлететь успел Макаренко. Догнав удаляющуюся девятку он пристроился в хвост и залпом сбил один Ю-88. Затем атаковал второй, но увлекшись не заметил истребителей прикрытия врага которые открыли по нему огонь. Макаренко был ранен в плечо. Самолет начал падать и вошел в пике с которого с большим трудом удалось его вывести. Летчик сумел посадить самолет на аэродроме, но уже не смог выбраться из кабины...потерял много крови и лишился сил.
После лечения, летчику-истребителю Макаренко, врачебно-летная комиссия запретила полеты. Пришлось оставить полеты и поступать в военную академию имени Жуковского. Окончив ее в 1950 году он еще долгие годы работал инженером по испытанию новой авиатехники.
Вот такими славным людьми полна Россия. Честь и слава смелым!
Если вам понравилась статья пожалуйста поставьте лайк или знак одобрения и подпишитесь на канал.