Найти тему

Сиярос: хронические символы России

Оглавление

Россию можно и нужно описать двумя словами: сияние и ярость. Символами сияния и ярости являются собор Василия Блаженного и Спасская башня Кремля соответственно.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

Анаграммой слова «Россия» является «Сиярос» (если первые три буквы слова поменять местами со вторыми тремя). Сиярос значит «сияние ярости». Символически это лучше всего выражается крестом и звездой. Крест — символ спасения, святости, сияния. Звезда — символ мира, мирской власти, армии, пяти человеческих чувств, гордыни, страсти, ярости.

Географически символом Сияроса являются собор Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый собор Василия Блаженного) и Спасская башня Кремля. Только они вместе и ни один из них по отдельности являются подлинными символами страны. Купола собора, как и всякого православного храма, увенчаны крестами. Спасская башня — звездой. Звезда же находится и в центре циферблата часов Спасской башни, главных часов государства. Крест — это распятие. РасПять — значит разделить на пять частей: руки, ноги, голова. Пять к тому же ещё и количество ран Христа: руки, ноги, подреберье. Таким образом, пятиконечная звезда есть не что иное, как символ орудия Распятия Христа.

Звезда — символ мира, а мир, лежащий во зле, по сути своей антихристианский [«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...» (1 Кор. 3:19)]. И наоборот: Царство Божие, как и его Мессия, не от мира сего [«Царство моё не от мира сего» (Иоанн, 18:36)]. Распятие — событие земное, имевшее конкретное время и место.

Звезда, а по сути звёзды — тела небесные, безликие и бесчисленные, а порой и попросту мёртвые, чей свет дошёл до нас спустя многие годы после исчезновения. Крест, воздвигнутый однажды на земле, на Голгофе, для Одного, стал с тех пор символом спасения в жизнь вечную и небесную. Звезда, сияющая с неба с четвёртого дня сотворения мира, всегда была символом бесконечного роста земного благополучия и земной же славы.

Крест — «пропуск на небо» для того, кто способен этот крест нести на земле. Звезда — карт-бланш на земле для того, кто способен «сорвать её с неба». Крест для того, кто хочет быть один. Звезда для того, кто хочет быть первым. Крест — Христос. Звезда — Антихрист. Следовательно, крест и звезда, смотрящие друг на друга на Красной площади, есть символы взаимоисключающие. Этот парадокс как нельзя лучше описывает русского человека и русскую ментальность. В русском человеке неведомым образом уживается Каин и Авель, Ева и Богородица, Василий Блаженный без одежды (он же Василий Нагой) и Иосиф Виссарионович в костюме генералиссимуса. В России любят мучить и любят мучеников. Любят распинать и любят оплакивать распятых. Любят унижать и любят унижаться. Любят создавать кумиров и любят их свергать. Любят деньги, но не любят богатых. Наконец, любят любить и любят ненавидеть.

Россия — страна крайностей и парадоксов. Русский крест — это любить и быть убитым, русская звезда — убить и быть любимым. Любовь взаимная в России не приживается. Путь золотой середины не ценится. Историю в России делает пассионарное меньшинство при пассивном большинстве.

-2

Примечательно, что идея Сияроса отражается в Покровском соборе и Спасской башне и в плоскости звука: бой курантов против звона колоколов (всё та же ярость против сияния).

Выразителями парадоксального духа Сияроса являются прежде всего самые популярные в народе российские правители. Обожаемые и ненавидимые, споры о которых не утихнут никогда. Это полководец и святой Александр Невский. Это молитвенник и душегуб Иван Грозный, основавший Покровский собор. Это Пётр I, защитник Отечества, опустошивший его больше всякого врага. Это водрузивший в 1935 году на Спасской башне алую звезду Иосиф Сталин, чья ярость со временем засияла культом личности.

Сиярос — это ещё и деревянный Никола Можайский с мечом в правой руке и храмом в левой. Сиярос — это железобетонная Родина-мать на Мамаевом кургане, вскармливающая и убивающая, с мечом в руке и просвечивающей под одеждами обнажённой грудью. Сиярос — это забальзамированный труп цареубийцы Владимира Ленина, выставленный на всеобщее обозрение в самом сердце страны. Сиярос — это и сама Красная площадь, то ли Красная от того, что красива (красна), то ли Красная от крови. Сиярос — это и сам Кремль, перекрашенный однажды из сияющего белого в яркий красный.

В религиозно-конфессиональном плане в Сияросе объединились, опять же, два взаимоисключающих пути: путь православия и путь атеизма. Самый узкий и самый широкий путь. Смесь спасительного крестного пути Сына Божьего с путём презрительного нигилизма. Результатом такого союза, как правило, является фирменное русское язычество, состоящее из тёмной набожности, суеверий, первобытного страха перед Богом и интереса ко всему мистическому. Сиярос — это сонм целителей, экстрасенсов и ясновидящих, из которых Распутин, Кашпировский и Чумак лишь видимая часть айсберга. Сиярос — это удел Пресвятой Богородицы, где главным и любимым праздником населения является Новый год, приходящийся на время Рождественского поста.

Конечно, есть соблазн ограничиться существующим двуглавым орлом в качестве символа Сияроса и оставить крест и звезду в покое. Во-первых, орлы имеют отношение как к небесному, так и к земному. Во-вторых, орлы смотрят в противоположные стороны, и эта шизофреническая разнонаправленность, безусловно, характерна для России. В-третьих, даже лингвистически в центре «Сияроса» красуются практически зеркально-симметричные и так похожие на двуглавого орла буквы «ЯР».

Но при всём при этом орлы являются всё-таки представителями мира фауны, тогда как крест и звезда, будучи хоть предметами и неодушевлёнными, по природе своей сакральны и имеют отношение не только к человеку, но и к Богу. Двуглавый орёл — лишь прообраз креста и звезды, которые окончательно выкристаллизовались и противопоставились друг другу только сейчас, в постсоветский период.

-3

У кого-то может возникнуть соблазн найти компромисс между крестом и звездой в лице ещё одного их прообраза, древнеславянского языческого бога Ярило. Ярило почитался как бог весеннего солнца, возрождения, земного плодородия, страсти и любви. Компромиссы между крестом и звездой здесь всюду. Христос — солнце правды. Солнце — это звезда. Весна и возрождение — это Пасха. Страсть и любовь — источник бесконечной (хоть и земной) жизни, а плодородие — гармония между землёй и небом. Ярило, наконец, возрождает весной то, что зимой, превратившись в Мороз, сам же и убивает. Как здесь не вспомнить распинающую звезду и воскрешающий крест? Всё бы хорошо, но, во-первых, у Ярила нет единого и знакомого людям символа. А во-вторых, язычество является ересью, так как исповедует многобожие (Ярило — один из богов). Ведь само слово «боги» является нонсенсом, потому что Бог может быть только один, как биологический отец у человека.

Россия слишком парадоксальна, чтобы не описывать её противоположными понятиями. О причинах этого можно говорить долго, но так было всегда и, вероятно, так всегда и будет. Россия — это и небо и земля, Россия — это и любовь и война, Россия — это и крест и звезда. И мы любим её такой.

Автор: Алексей Тетерин, "Частный корреспондент".