«На пороге вечности» - картина Джулиана Шнабеля о великом и неповторимом Винсенте Ван Гоге. Картина совсем не похожа на остальные фильмы о художниках и их жизни, она напоминает скорее длящееся полотно, на котором крупными и быстрыми мазками, как у самого Ван Гога, были обозначены сюжетные линии. Хотя и без них было бы всё понятно. Этот фильм как раз тот случай, когда слова можно отключить, оставив лишь музыку и картинку.
Фильм раскрывает нам подлинную жизнь Ван Гога и, что приятно, не делает выводы за зрителя. Предполагается, что каждый, посмотрев картину, самостоятельно примет решение - сходил ли с ума художник, был ли он гением, верил ли он сам с свою болезнь. Такая отстраненная позиция режиссёра в подобном жанре особенно важна, потому что навязывание своей картины мира здесь было бы просто глупо и неуместно.
Особенностью этого фильма является также умелая смена цветовой гаммы: от блеклых мертво-серых тонов до тепло-оранжевых оттенков. Можно сразу увидеть разницу восприятия мира между Ван Гогом и обычным человеком. Залитая солнцем картина мира Винсента конфликтует с затёртой и блеклой картиной прохожего, который к искусству никакого отношения не имеет. Хотя эту границу проводить опасно, потому что как таковое разделение есть, но оно размытое. Остаётся зона для интерпретаций вопроса - точно ли картины людей рознятся? Возможно, дело всего лишь в оценке увиденного постфактум.
«На пороге вечности» основан на реальных событиях, подтверждаясь постоянно цитированием писем Ван Гога к его брату Тео и Полю Гогену. Всё-таки он был невероятно неординарной личностью. Писать такие экспрессивные картины, когда весь мир искусства занят совсем другими образами. В фильме особенно выделено это отличие его из всей массы художников. Именно ранимость Винсента и его отстранённость от бытового мира делала его «другим». Ведь его не заботили деньги, слава, даже сам поиск новизны в живописи, он просто делал, творил, передавал на холстах то, что видел сам.
Уиллем Дефо, который сыграл Винсента Ван Гога, хоть и является почти в два раза старше своего героя, сумел настолько энергетически верно передать весь путь художника в небытие. Он тонко уловил и передал лёгкую помешанность во внутреннем стержне личности, но сохранил твёрдость намерения передать божье послание миру. Игра, достойная Оскара, но его не получившая, к сожалению.
Остаётся только наслаждаться фильмом, актёрами в нём, ставить лайки автору и подписываться на канал. Наливайте в бокал вино и выбирайте кино для просмотра: «Экстаз», «Из Африки», «Аквамен», «12», «Безупречная жизнь», «Вчера, сегодня, завтра», «Матрёшка», «Фаворитка».