Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Какой смысл вкладывал Ломоносов в эти замечательные слова: «И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»? - скорее всего, Михаил Васильевич говорит здесь о своей родине – деревне Мишанинской Двинского уезда Архангелогородской губернии, что в нескольких километрах от города Холмогоры, и о других отдалённых деревнях и посёлках, где и в те годы, и до сих пор рождаются великие учёные, настоящие русские самородки.
«Вижу пупырь!» - закричал Ломоносов, когда увидел в телескоп атмосферу Венеры. В моменты величайших открытий, когда его обуревало необычайное волнение, Михаил Васильевич нередко переходил на простонародную речь.
Но почему этого не могут или не хотят понять наши академики?
О чём, собственно, речь?
Проект «Сто опорных школ РАН» обретает конкретные очертания. 26 февраля на заседании президиума Российской академии наук было решено, что в пилотном проекте примут участие 110 городских школ из 32 регионов страны. Они будут переданы из муниципального подчинения в региональное, чтобы областные министерства образования уделяли им больше внимания. Эти школы должны стать базовыми для российской науки и будут готовить одарённых детей к дальнейшей карьере исследователей.
Состав участников экспериментальной программы был сформирован академиками с учётом близости научных институтов, крупных федеральных и национальных исследовательских университетов. И поэтому в числе базовых школ РАН нет ни одной школы из сельской местности…
Как можно расценивать эту информацию? Скорее всего, как очередной плевок на российское село. Все мы отлично знаем, что в последние годы строятся современные школы в сельской местности, и российская глубинка продолжает поставлять лучшие кадры для российской науки. И выбрать хотя бы десяток сельских школ, которые будут удовлетворять всем необходимым требованиям – не представляет труда.
Вот они – будущие Ломоносовы и Софьи Ковалевские – ходят в замечательную сельскую школу, которая почему-то не интересна РАН.
Да, есть проблемы с отдалённостью от крупных городов и областных центров. Но это специфика России, страны с самой большой территорией в мире. Но мы ведь не говорим – ГАН (городская академия наук), а именно – РАН, Российская академия наук! Значит, все проекты РАН должны быть направлены на развитие всех территорий нашей страны, в том числе, и сельских – это логично.
Однозначно, список участников надо корректировать, и мы уверены, что можно выбрать достойные сельские школы в Краснодарском крае, в Рязанской и Воронежской областях, в Подмосковье и других регионах России.
А главное, всё то, что РАН предложит своим базовым школам: профильные учебные курсы и факультативы, исследования и лабораторные занятия, индивидуальные консультации со стороны ведущих учёных, научно-популярные лекции и конкурсы – всё это должно быть доступно школьникам по всей России при помощи онлайн-технологий. Плюс к этому, лучшие ученики из любой школы должны иметь возможность пройти определённые испытания и быть зачисленными в базовую школу РАН – только так можно хоть как-то подсластить горькую пилюлю для школ, которые не вошли в этот список Академии наук.
А что Вы думаете по этому поводу? Напишите нам в своих комментариях.
Если Вам понравился наш материал: ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.