Мы решили Рассказать в коротком и понятном родителям формате о том, что из себя представляет японская анимация, как появилась и развивалась, такая ли уж она чуждая и что стоит посмотреть перед тем, как делать любые утверждения на тему «аниме — это…».
Факт № 1: Не раньше, чем везде
Самый первый мультфильм в Японии датируется 1907-м годом. Короткая зарисовка про рисующего иероглифы мальчика вышла почти на десять лет позже американского кукольного мультика-первопроходца «Цирк лилипутов» (1898), и пусть в аниме вовсю используются древние народные мотивы, это жанр в целом развивался позже западной анимации.
Факт № 2: Не дальше, чем Disney
Напомним, что диснеевская <Белоснежка и семь гномов> вышла в 1937-м и свершила настоящую революцию. Японские мультипликаторы тоже впечатлились очень сильно, так что в те годы и вплоть до середины века они тренировались делать что-то крайне похожее. Про говорящих животных и бравых людей, с песнями, плясками и на тему народных сказок, своих и не очень.
Факт № 3: В Японии есть свой «Союзмультфильм»
Конечно, нам есть чем гордиться — великолепным Союзмультфильмом, родившимся в 30-е годы и активно работающим сейчас. У японцев аналогичное место занимает студия «Toei Animation», основанная в 1956-м и по сей день поставляющая лучших представителей жанра. Именно они выпустили первый японский полнометражный мультфильм «Легенда о белой змее».
Факт № 4: Государственное финансирование решает
Если вы вдруг думали, что японская анимация за один век стала такой разнообразной и мощной только на таланте, упорстве и энтузиазме японских мультипликаторов, то это не совсем так. С самого начала их очень активно поддерживало и спонсировало государство. Отсюда вытекает один минус и масса плюсов. Минус состоит в том, что некоторые мультики стали инструментом для массовой политической пропаганды, особенное в военное и послевоенное время. Просто посмотрите на этого злого Микки-Мауса, кидающего бомбы в невинных зверушек.
Факт № 5: Аниме заимствовало у запада, запад заимствовал у аниме
Длительное время японская анимация развивалась под влиянием Disney. Но за 50−60 годы она окончательно отделилась, обрела свое лицо и стала предельно разносторонней. И стало происходить наоборот. В 1965-м году миру был явлен первый цветной японский «Белый лев Кимба», чьи светлые уши вовсю торчат из знаменитого <Король лев>. Такой вот двусторонний обмен идеями, веяниями и жанрами.
Факт № 6: «Золотой век аниме» давно закончился
Потому что пришелся на 80-е годы. Этому предшествовали активные 70-е с их зарождением таких ключевых жанров, как меха (про роботов), седзе (для девочек) и началом скромного проникновения на запад. До этого японская анимация вообще границы почти не пересекала, а даже если и да — в очень кастрированном варианте.
Это кадр из американской адаптации «Роботеха», которого собрали из трех абсолютно разных аниме и переработали все диалоги.
Ну, а «золотой век» — это по-настоящему революционная <Навсикая из долины ветров>, с которой началась легендарная студия Ghibli, это культовый «Акира» с крайне сложным сюжетом и 24-ю кадрами в секунду против обычных 8−12, это прародитель жанра сенен «Жемчуг дракона».
Здесь же стоит упомянуть появление культуры отаку, которые в Японии обозначают фанатов чего угодно, а во всем остальном мире фанатов аниме, и зарождение формата OVA, то есть того, что выходило сразу на видео. В обход цензуры, напрямую к жаждущим разного контента зрителям.
Факт № 7: Покемоны и Сейлор Мун вовсе не такие хиты, как принято у нас считать
Особенно это касается Сейлор Мун. Нет, конечно, это признанный представитель популярного жанра махо-седзе, но для японцев — не сильно более того, а для наших соотечественников — великое авангардное откровение, с которого началось шествие аниме по России. И «Покемоны» туда же, конечно, хотя они-то уверенно захватили весь мир.
А вот что реально считается бомбой, так это вышедший в 1995-м году « Евангелион ». Икона жанра меха, «Библия» анимешников и невероятно обширный культурный феномен, про который наши предки лет через двести будут говорить как о чем-то решающем в развитии анимации.
Факт № 8: В аниме представлены все существующие жанры
Отдельно перечислим основные специфичные жанры для детей и подростков:
Кодомо — аниме для зрителей до 12-ти лет обоих полов. Прекрасное, нежное и очень полезное.
Сенен — произведения для мальчиков 12−16 лет, с неизменным главным героем, наделенным особыми способностями и великой целью.
Сезде — чисто для девочек 12−16. В последнем выделяется уже упомянутое махо-седзе, где в центре внимания оказывается девочка-волшебница. Ух, какой типичный и важный поджанр.
Что касается всех остальных направлений, то это комедии и детективы, постапокалиптика и киберпанк, боевики и спорт («спокон»), и так далее, все что захотите. И не надо после прочтения этого абзаца считать, что аниме это только «для кого-то». Для всех.
Факт № 9: Осаму Тэдзука — «Бог Манги»
Факт № 10: Миядзаки изначально такой крутой
Исао Такахата — тоже. Великие мэтры создали «Принца Севера», очень экспериментальный мультфильм 1968-го года. С него и начались все эти великолепные полнометражные японские ленты, которые вы так любите. <Принц Севера> — это полное отчуждение от канонов Disney, чисто «анимешные» провокационные моменты и маленький скандинавский мальчик, победивший великого злого колдуна.
Факт № 11: Аниме можно смотреть с 0+
Да, некоторые японские мультики можно смотреть с пеленок. Ниже мы составили список рекомендуемых к просмотру мультфильмов для разных возрастов. В том числе и для вас
Мы можем сделать этот топ для вас