Джефф Кунс + Стелла Маккартни
Знаменитый надувной "Кролик" американского художника Джеффа Кунса (1955 г.р.) был впервые представлен публике в 1979 году. Готовая работа являет собой сочетание прославленных реди-мейдов в духе Марселя Дюшана, и практики апроприации, начало которой можно проследить в кубистических работах Брака и Пикассо.
На протяжении всей своей успешной карьеры художника Джефф Кунс постоянно возвращается к мотиву кролика, и неустанно исследует богатство этого сюжета, воспроизводя его в разные периоды своего творчества.
Так, в 1986 году Кунс создал скульптуру кролика, отлив его из нержавеющей стали. Поклонник работ Кунса, директор коллекции международного искусства галереи Тейт Грегор Мьюир, восхитился тем, как Кунс, взяв за основу самый обычный бытовой предмет, избавил его от утилитарной функции, уготованной ему повседневностью, и возвел в статус настоящего произведения искусства, достойного быть выставленного в лучших галереях мира.
Двадцать лет спустя, сотрудничая с британским дизайнером Стеллой Маккартни (1971 г.р.), Кунс уменьшил своего кролика, и использовал для него дешевую смолу, облив ее затем драгоценной платиной, чтобы создать подвеску.
Эти драгоценные кролики, выпущенные ограниченным тиражом в количестве 50 экземпляров, стали частью коллекции одежды Стеллы Маккартни сезона весна/лето 2006 года, а реклама коллекции с участием легендарной Кейт Мосс — только подогрела жажду обладания заветным аксессуаром в среде любителей моды и искусства.
Выпускница центрального колледжа искусства и дизайна имени Святого Мартина, Стелла Маккартни описывает свое отношение к творчеству Кунса не иначе как "любовь с первого взгляда". Получив международное признание своего таланта на посту креативного директора Chloé, в 2001 году Маккартини основывает модный дом своего собственного имени, и охотно сотрудничает с современными художниками.
С Маккартни поработали и художник Гэри Хьюм, и иллюстратор Дэвид Ремфри, и карикатурист Роберт Крамб, поэтому приглашение к сотрудничеству любимого ею Кунса в деле создания коллекции одежды и аксессуаров сезона весна/лето 2006 года — было следующим логичным шагом.
Художник с энтузиазмом принял предложение британского дизайнера, в результате чего современное искусство на короткое время заняло подиум лондонской недели моды. Изюминкой дефиле стал финальный выход моделей в пяти вечерних платьях с нанесенными на них уже известными работами Кунса 90-х годов, которые в результате этого эксперимента обрели новое дыхание.
Сам художник, присутствовавший на показе в качестве зрителя, пришел в неописуемый восторг.
Стойкий интерес Кунса к полированным поверхностям и смешным детским фигуркам происходит от двух довольно старых традиций других стран, а потому — малопонятен российскому зрителю.
Традиция декорировать сад крупными шарами из стекла, а затем и из других отполированных до зеркального блеска материалов, известна в Европе с XIII века, и даже пережила новую волну популярности в 1930-е годы.
Другая зарубежная традиция украшать сады милыми детскими фигурками, доставляющими удовольствие не столько себе, сколько прохожим — известна в России гораздо шире.
Полированные поверхности скульптур Кунса, и в частности "Кролика" — соединяют в себе эти две традиции, делая совершенно новое высказывание о человеке. Теперь прохожий может открыто полюбоваться наивной садовой детской скульптурой, удовлетворив и свое вполне взрослое, порочное удовольствие от подглядывания: ведь в "Кролике", как в объективе "рыбий глаз", отражаются потаенные участки соседского сада. В этом слиянии наивного и детского с постыдным и взрослым и лежит ключ к пониманию работ Кунса.
Неудивительно, что миниатюрный "Кролик" Кунса, созданный для Стеллы Маккартни, и первоначально предназначавшийся для обитания в мире моды, так же быстро перекочевал в мир искусства, став экспонатом выставки "От Пикассо до Кунса: художник как ювелир", прошедшей в нью-йоркском музее искусств и дизайна в 2011 году.
Больше о моде, как о культурном явлении — на нашем канале МОДА