Когда сын спросил, в каком классе у них будет зельеварение, я поняла, что с Гарри Поттером пора завязывать.
Эта многосерийная сказка предприимчивой англичанки надолго стала для нас настоящим спасением. Во всяком случае, ребёнку оказались интересны и книги, и фильмы про мальчика-волшебника.
Но пора придумывать что-то новое, одним Поттером, понятно, сыт не будешь. И я задалась простым вопросом: ну-ка, где у нас тут интересная литература для младших школьников? А… нет её.
Вообще. Никакой. Абсолютно. Я вдруг с ужасом осознала, что ребёнку, который из условной «курочки Рябы» вырос, а до условного «Острова сокровищ» вроде как не дорос, читать нечего.
К слову, это не первый мой «литературный» кризис, связанный с ребёнком. Первый был несколько лет назад, и он был ещё веселее. Когда я поняла, что ребёнок уже готов слушать не только курочек-репок, но и полноценные сказки, я увлечённо бросилась их ему читать!
И осознала, что ТАКОЕ читать детям никак нельзя. Потому что в каждой сказке кто-то кого-то ел, казнил и убивал.
У дедушки Чуковского дети гоняются за акулой с кирпичом, а их, в свою очередь, хочет изловить злодей-Бармалей, чтобы… съесть.
Колобка тоже съели, в «Теремке» всех убили – я лишь раз встречала редакцию, где медведь просто «распугал» животных.
Русские народные сказки – вообще тушите свет: такого количества казнённых, ослеплённых, заведённых в лес на съедение зверям неверных жён, вероломных братьев, нежеланных детей и супругов вы не встретите ни в каком другом жанре.
Про животных – тоже мимо. Без риска словить экзистенциальный ужас мы с ребёнком читали только энциклопедии. Но у нас же есть Бианки!
…честное слово, я не знала. В детстве произведения Бианки как-то обошли меня стороной, а тут – все приличные люди произносят его фамилию с придыханием, искренне рекомендуют детям, а значит, надо читать.
Потом мне долго пришлось объяснять ребёнку, почему мальчик хотел убить мышонка и для чего у хищной птицы на кусте были развешаны трупы ящериц и мелких птичек. Спасибо, Виталий Валентинович, чтоб вам там…!
Впрочем, потом я вспомнила, как сама в том же возрасте рыдала над повестями Сетона-Томпсона, у которого вообще – все умерли! – и успокоилась. Не умели они, эти литературные глыбищи, писать по-другому: надо, чтоб до слёз, чтоб прям за душу, ух! Не удивительно, что сразу после Томпсона в ход у 8-летней меня пошли Чейз и Агата Кристи – там персонажи тоже гибли, но над ними не хотелось плакать, уж очень интересен был сюжет…
…Тогда я вышла из положения легко и грациозно: рассказывала ребёнку сказки, сочинённые буквально на коленке – про животных и явления природы, про времена года, про разные страны…
Наверное, это всё стоило записать и издать, для нуждающихся, так сказать. Потому что совсем недавно моя племяшка, молодая мама, вдруг тоже обратилась с тем же отчаянным «все сказки жуткие, что читать?!». Да всё читать, солнышко. Но аккуратно)
Вот и я теперь сижу и думаю: что читать? Неужели и правда пора доставать «Робинзона» - пусть и рановато, но если нормальных современных книг для школьников – просто нет? Разумеется, я не беру в расчёт низкопробное «детское фэнтези» и «детские детективы», которые в изобилии стоят в магазинах – не думаю, что ребёнку стоит портить вкус с самого детства…
Или я не права, и хорошие детские книги сейчас всё-таки есть? Прошу, поделитесь в комментариях. Иначе придётся нам читать на ночь основы философии, вон они, на полочке…