Безумный диктатор посылает агентов, чтобы похитить Папу, разграбить его дворец и заставить его с позором уйти в отставку по сфабрикованным обвинениям. Это может звучать как сюжетная линия современного боевика. Но на самом деле это произошло в 1303 году с участием французского короля Филиппа IV и Папы Бонифация VIII.
Филипп, родившийся в 1268 году, был известен как Филипп Красивый, из-за его природной красоты, а не из-за поступков. По многочисленным сведениям, это был безжалостный человек, ненасытно жадный и убежденный в том, что он наделен божественным даром править Францией.
Бонифаций тоже не был святым. В миру Бенедетто Каэтани родился в знатной итальянской семье около 1235 года. Он изучал право, прежде чем стать кардиналом в 1281 году и Папой в 1294 году. Как и многие из его предшественников он считал, что власть ему дана свыше, и она превосходит власть королей. Говорили также, что он был самовольный, мстительный и более того, использовал свое положение для обогащения себя и своих родных. Его враги даже утверждали, что он убил предыдущего Папу Селестина V, вонзив в его голову гвоздь. Но это обвинение было снято в 2013 году, после проведения экспертизы.
Вероятно, было неизбежным то, что отношения между этими двумя людьми наделенными властью в конечном итоге достигнут переломного момента и как писал историк Стивен Ховарт в своей книге «Тамплиеры»: «В Европе не могло существовать таких двух людей одновременно». Их разборки начались в 1296 году, когда Бонифаций издал указ, запрещающий королям облагать налогом духовенство без его согласия. Филипп, который постоянно нуждался в деньгах и считал налогообложение своим законным правом, в ответ запретил вывоз золота, серебра и других ценных вещей без его согласия, что означало лишить Папу пожертвований от французских католиков.
В 1301 году Филипп пошел дальше, арестовав французского епископа, близкого к Бонифацию, по ряду ложных обвинений. Бонифаций отомстил, выпустив буллу с требованием освободить епископа, угрожая королю наказанием. Мало того, он назвал свою буллу так, что с латыни она переводилась «Слушай сын». Весной 1303 года конфликт приобрел более угрожающий характер. Именно тогда Филипп созвал собрание, чтобы настаивать на том, что Бонифаций не является законным Папой и должен быть отстранен от должности. В качестве доказательств он и его советники составили большой список обвинений против Бонифация, включая ересь, богохульство, содомию, колдовство.
Тем временем Бонифаций готов был использовать самое суровое наказание и публично отлучить Филиппа от церкви. Он подготовил заявление, которое он намеревался выпустить 8 сентября. Но, всего за день до озвучивания заявления, его враги нанесли ему первый удар.
Филипп уставший от словесной войны, решил, что пришло время военных действий. Он повелел своему приспешнику Уильяму де Ногарету, устранить Папу. Тот нашел союзника, члена одной очень влиятельной римской семьи Колонна, чьи земли были конфискованы Папой. Вместе двое мужчин собрали небольшую армию из нескольких сотен солдат. Цель де Ногарету состояла в похищении Папы Бонифация и доставке его во Францию. Там он должен предстать перед судом за свои «преступления». Колонна мечтал убить его.
В начале сентября 1303 года они достигли города Ананьи, расположенного на вершине холма, примерно в 40 милях от Рима, где обитал Папа. Они прошли через городские ворота 7 сентября, без сопротивления, благодаря предателям внутри.
Почти все кардиналы покинули Бонифация, остались только двое. Папа сумел договорится с нападавшими о девятичасовом перемирии, надеясь, что его спасут горожане. Когда этого не произошло, Колонна представил ему список письменных требований, в том числе и требование отказаться от папства. Не удивительно, что Бонифаций отказался.
Понимая, что у него нет шансов на побег, понтифик удалился в свои покои и стал ждать смерти. Атакующие не смогли сломать двери сильно укрепленного дворца Бонифация, но нашли другой вход через соседний собор Ананьи, который они подожгли.
Далее, как утверждают некоторые историки, Бонифаций одетый в папскую одежду, надел папскую тиару на голову, взошел на свой трон и сел там. Вскоре в зале появились Колонна и де Ногарет. Последний, по утверждениям, стащил Бонифация с трона, сказав ему: «Мы пришли, чтобы привести тебя в плен в Лион, чтобы лишить тебя папского престола». По некоторым сведениям Колонна и де Ногарет ударили понтифика по лицу.
В течении следующих трех дней они держали Бонифация в плену, а захватчики разграбили его дворец. Затем, местные жители, по-видимому, пораженные совестью, наконец пришли на помощь Бонифацию и отбросили захватчиков обратно.
Когда известие об этом происшествии достигло Рима, отряд рыцарей прибыл, чтобы сопроводить Бонифация обратно в Ватикан. Но трехдневное испытание принесло свои плоды. Папа, уже со слабым здоровьем, умер через месяц в Ватикане и был похоронен там в могиле.
И вроде история должна закончится на этом. Но Филипп все же стремился до конца испортить репутацию Бонифация, и для него история продолжилась.
Непосредственным приемником Бонифация, стал Бенедикт XI, который внезапно скончался через восемь месяцев, после вступления на папский трон. Есть мнение, что его отравили по приказу Филиппа или де Ногаре. В 1305 году Папой избрали французского архиепископа по имени Бертран де Гот. К этому решению, возможно, приложил руку французский король.
Неудивительно, что Папа Климент V, как его теперь стали величать, оказался более податлив, чем его итальянские предшественники, к выполнению приказов Филиппа. В тот же год, как он стал Папой, перенесли папский двор из Рима во Францию.
Филипп требовал от Климента, чтобы тот устроил суд над умершим Бонифацием. Он также потребовал вскрыть и сжечь останки бывшего врага. Хотя Климент и был французом, и, возможно, был обязан своим постом королю, но похоже чувствовал долг и перед церковью. На какое-то время он зашел в тупик, но, по мере того как Филипп становился все нетерпеливей, в 1310 году наконец-то согласился организовать трибунал для заслушивания доказательств против Бонифация.
Трибунал, который продлился до зимы 1311 года, выслушал как защитников, так и обвинителей Бонифация. В конечном счете, он не принял никакого решения относительно вины покойного Папы. Чтобы успокоить Филиппа, Климент издает буллу, щедро восхваляющую благочестие короля, сводящую на нет приказы Бонифация против него и освобождающую его от любых проступков во время похищения 1303 года.
Что касается Бонифация, его кости избежали пламенного гнева Филиппа и теперь мирно покоятся в Ватиканских Гротах в Риме.