В момент выстрела образуются пороховые газы. Под их давлением снаряд выбрасывается из канала ствола, но эти же газы действуют и в противоположную сторону, а именно на затвор, из-за чего ствол движется назад. Этот эффект называется отдачей.
Частично её снижают с помощью специальных противооткатных устройств, но этого не всегда достаточно. Как ещё можно снизить отдачу? В этом поможет часть пороховых газов, которыми выталкивается снаряд. В обычном случае эти газы устремляются вслед за снарядом, и их энергия просто теряется, но оружейники нашли способ как эту лишнюю энергию можно эффективно использовать. На дульную часть ствола устанавливается специальное устройство. Вырывающиеся за снарядом газы расширяются сразу при выходе из дула, ударяясь по пути о стенки этого устройства, и дают стволу толчок вперед, это и уменьшает энергию отката, а само устройство называется дульным тормозом.
Какие плюсы у дульного тормоза?
Уменьшение отдачи и как результат - более быстрая повторная наводка, снижение веса и размера противооткатного устройства, что в свою очередь позволяет установить пушку большего калибра.
Какие недостатки у дульного тормоза?
Появилась проблема демаскировки танка. Газы, уходящие в стороны, сами по себе выдавали позицию, так еще и поднимали огромные клубы пыли (или снега). Кроме того, газы, выходящие со сверхзвуковой скоростью, и огромные звуковые колебания могут прилично навредить рядом стоящей пехоте, вплоть до контузии. Более того, вспышка, возникающая в щелях дульного тормоза, могла ослепить наводчика танка.
Впервые на орудиях советских танков дульный тормоз можно увидеть на танке ИС-2.
Спасибо за внимание.
Интересные статьи:
Как солдаты вермахта спасались от холода?
Что такое деривация?
Почему бы не использовать для выстрела бензин?
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на наш канал, там уже много интересных статей.