Найти в Дзене

ПРЕДКИ - НАДЕЖНЫЕ МАЯКИ СЕМЬИ

к 75-летию со дня рождения писателя Газима Шафикова

Газим Газизович Шафиков — литератор, поэт, прозаик, драматург, публицист и непревзойденный переводчик, родился вдали от своей родины, детство его прошло в чужих краях, и, возможно, именно по этой причине он и стал патриотом своей нации, с самого раннего детства впитав тоску своих родителей по родине, по Башкортостану, оставленному ими не по своей воле. На далекой чужбине они не забывали свой язык, культуру, обряды и традиции и сумели наделить этим богатством своих детей.

Рамазан КУТУШЕВ, ветеран ВОВ и труда, член Союза журналистов России и Республики Башкортостан

Семья Газима Шафикова (Газим справа)

Газим Шафиков в юности

Отец Газима — Газиз Хафизович Шафиков родился в 1896 году в деревне Абдулла (Салих башкирский) современного Аургазинского района, в семье крестьянина. С детских лет находясь в гуще сельской жизни, он вырос трудолюбивым, с умелыми руками, способными на всякую работу. Не удовлетворяясь одним физическим трудом, стремясь понять мир вокруг, он поступил в медресе и стал грамотным человеком. Когда Газизу исполнилось 18 лет, началась Первая мировая война, и, не успев по-настоящему расстаться с отрочеством, Газиз со своими сверстниками попадает в пекло войны. Страдая в окопах от жары и мороза, живя впроголодь, он три года воевал в Бессарабии и Румынии; получил несколько ранений, но возвратился в родные края живым и здоровым (фото — Газиз Шафиков, 1960 г.).

Но и в России было неспокойно: в 1917 году произошли февральская, а осенью — пролетарская революции. Земляки Газиза в это время, как и другие народы, начали борьбу за мир, за свободу, за землю. В промежутке между двумя революциями, в мае 1917 года, в Москве созывается Всероссийский съезд мусульман, на котором должны были быть обсуждены наболевшие проблемы. И Газиз Хафизович был избран делегатом съезда. Но в Москве башкирской делегации пришлось выразить свое недовольство и оставить съезд за попытку ликвидации права башкир на вотчинное землевладение. 50 делегатов, участвовавших во Всероссийском съезде мусульман, собрались 17 мая 1917 года на организационное совещание и решили созвать первый Все-башкирский съезд. С докладом по земельным вопросам выступил на съезде имам-хатып села Большой Утяш (ныне Гафурийского района) Мансур Халиков. Газиз Шафиков поддержал его предложения, а впоследствии Газиз Хафизович и Мансур Халиков стали друзьями. Результатом этой дружбы стала женитьба Газиза в 1920 году на сестре Мансура, Мука-раме, которая окончила медресе Сабира хазрета в селе Мурзакаево (сейчас Саит-баба Гафурийского района) и преподавала в начальной школе в классах для девочек. Дети, рождавшиеся в этом браке, умирали в младенчестве. Так один за другим умерли трое детей.

Отец Мукарамы, хазрет Хатып, претворяя в жизнь заповедь великого поэта Акмуллы «башкиры мои, надо учиться», построил в селе Большой Утяш два медресе. До наших дней осталось несколько свидетельств башкирских писателей об их учебе в них. В классе учительницы Мукарамы учился Шакир Насыров. И народный поэт республики Мажит Гафу-ри познал первые азы знаний именно там (фото — семья Шафиковых, 1932 г.).

Сложные политические проблемы и трудности в решении земельных вопросов разделили народ России. Началось самое страшное — Гражданская война. Беднота организовалась в Красные войска, а те, кто хотел сохранения прежних порядков и власти богачей, стали Белыми войсками. Башкиры, ведомые своими вождями, устами Заки Валиди объявили: «мы не красные и не белые, мы — башкиры. Мы защищаем свою землю, свои богатства».

Сразу после революции в Петрограде, в ноябре 1917 года, вожди башкирского народного движения, объявив территориальную автономию, взялись за организацию башкирских войск.

Военные, закалившиеся на фронтах Первой мировой, как тот же Газиз Шафиков, не могли оставаться вне вновь разгоревшейся войны и встали в ряды башкирских войск. Причем Газиз стал не просто рядовым, а выполнял обязанности полкового муллы, можно сказать, комиссара полка. В составе башкирских войск Шафи-ков участвовал в освобождении польских земель, в боях по защите Петрограда, а затем возвратился в родные края.

Газиз Шафиков, 1960 г.

В ходе этих схваток он близко познакомился с главнокомандующим башкирскими войсками Заки Валидовым и командующим Мусой Муртазиным.

После окончания Гражданской войны в стране наступил невообразимый ужас: миллионы убитых, бескрайние невозделанные поля, всюду развалины, инвалиды, беспризорные, голод, нищета. К тому же из-за засухи в 1920 году на следующий год случился невиданный голод.

Газиз Шафиков, активный участник двух войн, не спасовал перед лицом трудностей, вернувшись домой, он взялся за восстановление своего хозяйства. Поскольку деревня, где он жил, была в степной безлесной местности, он построил себе просторный дом из камней, собственноручно выкопанных из земли. Развел скотину: держал двух коров, две-три лошадки, до двадцати голов мелкого скота. Двор ожил, в семью пришла радость. Газиз, используя опыт, приобретенный в годы войны на бессарабской земле, запрудил речку около деревни и соорудил мельницу. Но известно, что, если у человека дела идут хорошо, немедленно находится целый сонм завистников. Так было и с Шафи-ковым: кто-то из соседей-лодырей, исходя ненавистью и завистью, что семья Газиза сумела встать на ноги за короткое время, принялся строчить доносы в ГПУ. По следам этих доносов для проверки работы агента по доставке товаров сельского магазина Шафикова приехала ревизская комиссия. И якобы она нашла в магазине растрату на огромную сумму.

Газиз попытался оправдаться, показывал документы, содержавшиеся у него в идеальном порядке, однако ему сообщили, что его дело будет направлено в прокуратуру. Перед ним встал вопрос — что делать? В то время правительство Малой Башкирии размещалось в Стерлитама-ке, председателем центрального исполнительного комитета Советов Башкортостана являлся Муса Муртазин.

«Надо ехать к нему», — подумал Газиз и отправился в Стерлитамак. Муса Луто-вич встретил бывшего боевого соратника с распростертыми объятиями. Узнав о его проблемах, Муса Муртазин отправил Газиза домой, пообещав, что ничего не будет. Так потом и вышло — раздутое неправедное дело было закрыто безо всяких последствий.

Газиз Хафизович снова принялся за свои мирные домашние дела, однако в стране по-прежнему было неспокойно. Все непримиримие разгоралась борьба между классами, особенно сильно ощущавшаяся на высшем уровне. Над головой башкир, имевших хоть какое-то имущество, стали собираться черные тучи. В 1929 году младший брат Газиза по имени Исхак, работавший счетоводом в одной артели, был арестован и расстрелян. Предчувствуя, что ему тоже угрожает опасность, однажды ночью 1930 года Газиз Хафизович, забрав жену и двух дочерей, отправился в дальнюю дорогу, сам не зная куда. Он вынужден был уехать в чужие края, бросив дом, скотину, любимых коней, мельницу. В пути двухлетняя дочь заболела и умерла. А их поездка затянулась на долгие годы...

Однако переживший множество невзгод, участник исторических политических событий Газиз Хафизович и на новом месте, в чужом Кыргызстане, не потерялся, нашел работу и возможность кормить семью.

Он стал преподавать историю в средних школах, семью поселили в комнаты при школьных зданиях, так что проблемы с жильем не было. В семье Шафиковых к тому времени было трое детей: старшая дочь Галия, родившаяся еще на родине, и двое младших — Диляра и Газим, рожденные уже в Средней Азии. Общались в семье только на башкирском языке, поэтому дети, в дополнение к русскому и киргизскому, знали и родной язык. Если удавалось, покупали книги на башкирском языке, с удовольствием читали их, и самое главное — все члены семьи постоянно слушали уфимское радио, поэтому были знакомы с башкирскими песнями и театральными спектаклями.

Однако и в эти тяжелые годы, когда Шафиковы жили на чужбине, а в стране царили разруха и голод, Газиз Хафизович думал не только об обеспечении достойного уровня жизни своей семьи. Он всегда работал над собой, мечтал учиться дальше, получить диплом о высшем образовании, что в те времена было большой редкостью. Чтобы претворить в жизнь свои планы, он поступил на подготовительные курсы Киргизского педагогического института, а затем, окончив их, стал студентом этого института. Окончил институт ударником (то есть получил диплом с отличием). Его назначили директором Киргизского педагогического училища, где он работал в течение двух лет, по 1936 год.

Мукарама Хатыповна вслед за мужем также окончила в Кыргызстане пединститут, и чета Шафиковых долгие годы продолжала работать на ниве народного образования.

Газиз Хафизович заранее заботился о том, как будут жить его дети, подрастая, кем станут в жизни. Когда старшая дочь, красавица Галия, окончила четвертый курс Киргизского медицинского института и заневестилась, отец заметил, что у нее стали появляться молодые люди — кир- ; гизы. Он тут же принял меры по переводу дочери для продолжения учебы в Башкирский мединститут. Так что Галия первой переехала в Уфу, хотя вся семья еще оставалась во Фрунзе (ныне Бишкек). За- : тем Шафиковы отправили «домой» младших детей — Диляру и Газима.

После окончания Великой Отечественной войны и смерти Ста- ; лина в стране стало спокойнее, в СССР начали потихоньку дуть ветры демократии, и семья Шафиковых стала думать о возвращении на родину. Наконец, в пятидесятые годы семья Шафиковых возвратилась в Башкортостан. Это случилось в конце августа 1951 года.

В ближайших к столице районах учительские места в школах были заняты, поэтому им предложили поехать в один из самых отдаленных районов — Хайбуллинский. Они без сомнений согласились. Газиз Хафизович был назначен ди- : ректором в Акъярскую среднюю школу, а его жена стала там же учительницей начальных классов. В конце пятидесятых годов Шафи- : кова перевели директором Аби-шевской средней школы того же района, расположенной в живописной местности, в долине реки Сакмар. Проработав в этой деревне несколько лет и выйдя на пенсию, Шафиков с женой переехали в Уфу, где к тому времени жили все их дети.

Наши предки говорили, что жизнь человека чрезвычайно коротка. Газиз Хафизович умер в Уфе от рака в 1963 году. Похоронен он на мусульманском кладбище, близ Телецентра. Его спутница жизни, Мукарама, прожив после мужа около четверти века, умерла в 1987 году.

Этой статьей хочется еще раз обратить внимание на то, какие трудности выпали на долю предыдущих поколений и как они их переживали, но не сломались, боролись, стремились идти вперед, и самое главное — в этих тяжелейших условиях они воспитывали детей так, чтобы те оставались верными своей нации, хранили и защищали обычаи, нравы, традиции, язык, культуру, были патриотами.