Один из самых первых вариантов мусоровоза на шасси ГАЗ-51 разработали в 1950 году в Ленинградском НИИ Академии коммунального хозяйства им. Памфилова. Точнее, речь шла не столько о разработке машины, сколько новой для Советского Союза системы сбора, хранения и вывоза мусора – «Системы сменных контейнеров». Во дворах предполагалось размещать 440-литровые металлические мусорные контейнеры цилиндрической формы, герметично закрывающиеся крышками с защелками. Заполненный контейнер, несмотря на вес в 200-300 кг, силами всего двух человек мог перекатываться по земле к месту погрузки. Затем его забирал специальный мусоровоз модели МКМ-51, оставляя взамен такой же пустой контейнер, предварительно обмытый горячей водой на мусороприемной станции. Один мусоровоз мог нести на себе одновременно 9 контейнеров. Их погрузка осуществлялась при помощи трех L-образных гидравлических подъемников, смонтированных с правой стороны грузовой платформы.
В дальнейшем конструкция машины была пересмотрена в сторону упрощения: количество возимых контейнеров уменьшили до 6 штук во избежание перегрузки шасси, а их погрузку на платформу организовали не справа, а сзади, развернув сами контейнеры на 90 градусов и сократив количество подъемников с трех до двух. В таком виде мусоровоз выпускался под индексом МКМ-4.
К слову, кое-где система вывоза мусора в цилиндрических герметичных контейнерах просуществовала несколько десятилетий и в том же Санкт-Петербурге все еще находила применение даже в начале девяностых – правда, контейнеры тогда уже перевозили грузовики ЗИЛ. В ряде других городов, в частности, и в Москве, применялась система сменных контейнеров совсем другого типа – с кубическими контейнерами без крышек. Их собирали по городу мусоровозы КММ-2М, выпуском которых занимался Орловский завод погрузчиков. Наполненные контейнеры грузились на платформу при помощи тросового подъемника с гидравлическим приводом – прообраза современных краноманипуляторных установок. Разгрузка также осуществлялась при помощи крана – он просто наклонял шарнирно закрепленные контейнеры вбок, высыпая из них мусор, а потом возвращал контейнеры в исходное вертикальное положение.
Вместимость мусоровоза КММ-2М составляла всего шесть контейнеров и ограничивалась малыми размерами монтажной длины рамы. Тем не менее, в Москве работали и другие мусоровозы, созданные на базе ГАЗ-51А, которые вмещали не 6, а 8 таких же контейнеров. Речь про мелкосерийные машины М-20, которые строили на Мосдормаше в 1962-1965 годах. Выиграть свободное место еще под пару контейнеров у них удалось за счет изменения капотной компоновки на бескапотную! Вместо штатной газоновской кабины на шасси с удлиненным передним свесом рамы и перенесенными вперед органами управления устанавливалась немного переделанная кабина от… ульяновского «головастика»! А еще раньше, с 1958 года, на этом же предприятии пробовали строить мусоровозы М-9 на таком же шасси, для которых использовали кабину от бескапотного фургона АВП-51.
А теперь перейдем к совсем другому типу мусоровозов – бункерным, с собственными закрытыми саморазгружающимися кузовами для перевозки мусора. Пожалуй, первой серийной машиной такого типа на шасси ГАЗ-51 стал мусоровоз МС-4, разработанный в первой половине 1950-х годов силами КБ Управления благоустройства Мосгорисполкома и выпускавшийся в Москве на Авторемонтном заводе № 6. Бытовой мусор вручную насыпался в приемный бункер в задней части машины, а оттуда цепным скребковым транспортером поднимался вверх и перемещался вдоль крыши к переднему борту, где и ссыпался в основной грузовой отсек. Разгрузка же осуществлялась так: приемный бункер вместе с ленточным транспортером, словно задний борт самосвала, открывался вверх одним гидроцилиндром, одновременно кузов наклонялся назад при помощи другого, более мощного гидроцилиндра.
Однако настоящей классикой жанра стал другой бункерный мусоровоз – 93М, который продержался в производстве с конца пятидесятых вплоть до начала семидесятых годов и в свое время был одной из самых распространенных коммунальных машин в СССР.
Будучи выполненным в тех же габаритах, что и МС-4, мусоровоз 93М мог перевозить в 1,5 раза больше мусора за счет внедрения системы прессования отходов в кузове. Для этого в корне была пересмотрена система загрузки: из приемного бункера мусор теперь подавался в кузов не цепным транспортером, а толкающей плитой, приводимой отдельным гидроцилиндром.
Разгрузка же машины осуществлялась по прежней схеме: кузов наклонялся назад, как у обычного самосвала, а приемный бункер при этом поднимался вверх.
Мусоровозы модели 93М сперва выпускались самим предприятием-разработчиком – Московским экспериментальным заводом погрузочных машин. Его продукция показана на всех фото, опубликованных выше. Однако спустя некоторое время производство модели 93М передали на Орловский завод погрузчиков. Видимо, именно в этот момент конструкция кузова машины подверглась упрощению, лишившись длинной низкой юбки, прикрывавшей прежде «запаску». В отдельных городах на постсоветском пространстве эти простые и надежные машины проработали более 40 лет!!! Не верите? Тогда пожалуйста: вот внизу две фотографии мусоровоза 93М, сделанные в городе Кременчуг в ноябре 2008 года!!!
Причем в то время это был не единственный «живой» экземпляр в Полтавской области: еще один мусоровоз 93М с другими госномерами встречался в тех краях даже в 2010 году! Ну а сегодня всех, кто хочет потрогать руками сохранившийся экземпляр мусоровоза 93М, можно пригласить в Тулу, где такая «мусорка» установлена на постаменте перед воротами городского Спецавтохозяйства на Новомосковском шоссе.
Понравился материал? Не забудьте поставить лайк!