Фрэнк Гери (р. 28.02 1929) — один из великих архитекторов современности, притцкеровский лауреат, гений деконструкции. Он возводит здания, которые могут восхищать или раздражать, но одно очевидно: забыть их невозможно. Каждое из них становится лэндмарком.
«98 процентов зданий на земле — коробки. Мы живем в коробках, работаем в коробках, и многие этого даже не замечают», — считает архитектор. Очевидно, поэтому все здания Гери неспокойные — они развеваются на ветру, танцуют, кренятся или попросту заваливаются на бок.
Каждый школьник знает как минимум две его постройки — Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Бильбао (открыт в 1997 году) и Концертный зал Уолта Диснея (2003) в Лос-Анджелесе. Гигантские закрученные титановые листы сравнивали и с мятыми консервными банками, и с языками металлического пламени.
Девелоперы во всем мире выучили как отче наш, что именно благодаря архитектурному аттракциону испанская глухомань Бильбао превратилась в туристический центр, прокачивающий толпы иностранцев. С музея в Бильбао началась эра развлекательной архитектуры 2000-х, эффектной и зрелищной, как цирк шапито. Широкая публика приучилась запоминать имена архитекторов, а инвесторы — обращать внимание на внешний вид зданий.
Интересно то, что престижную Притцкеровскую премию в 1989 году Гери получил до всего этого успеха, по совокупности достижений. Головокружительная карьера началась сразу после получения награды. Принято объяснять это тем, что введенное в обиход в 1990 году компьютерное моделирование облегчило инженерные расчеты, и криволинейная архитектура стала реальностью...
Путь к славе архитектора у Гери начался... через мебель. Еще на службе в армии он обнаружил, что несколько слоев гофрированного картона обладают большой прочностью, и спроектировал картонные стулья Еasy Edges (1969–1973). Затем появилась серия Experimental Edges (1979–1982) — объемные модели c необработанными краями. И наконец, сто двадцать прототипов понадобилось архитектору, чтобы сделать Bent Wood Furniture Collection для Knoll: четыре стула, два стола и оттоманку.
На заработанные от продажи картонной мебели деньги Гери построил в 1978 году дом для себя и своей семьи, потом были павильон Джея Притцкера в Чикаго, офис Interactive Corporation в Нью-Йорке с фасадами, покрытыми керамическими плитками...
Гери — желанный гость в Европе. После Танцующего дома в Праге, в Дюссельдорфе он возвел Der Neue Zollhof (1999) и отметился невероятным атриумом в здании DZ Bank у Бранденбургских ворот в Берлине (2001).
«Я никогда не хотел строить дома для богатых людей. Но в какой-то момент меня увлекла сама игра формы, возможность трактовать пространства. В принципе занятие архитектурой похоже на работу режиссера, снимающего фильм. Это очень увлекательно, это затягивает и дает энергию».
Одна из последних громких работ — здание Louis Vuitton Foundation в Париже и офисное здание штаб-квартиры Facebook в Менло-Парке. В настоящее время в свои 90 лет Гери перестраивает Лос-Анджелес и строит арт-центр в Арле.
Подробнее об архитекторе читайте по ссылке.