15 февраля на Netflix вышел первый сезон сериала Академия Амбрелла, основанный на одноименном комиксе сценариста Джерарда Уэя и художника Габриэля Ба. Учитывая достаточно нетривиальный сюжет и взаимоотношения главных героев экранизация может стать как провальной, так и успешной.
Академия Амбрелла это произведение, ставшее новым витком в нелегком деле деконструкции супергероев. Несмотря на некоторую сюрреалистичность происходящего, произведение, в первую очередь, о семье. Во многом благодаря метафоричности происходящего комикс взял премию Айзнера в 2008 году как лучший законченный комикс. Завязка довольно резкая и никаких объяснений происхождения главных героев не несет. Есть 43 ребенка, родившихся в один день у женщин без признаков беременности Сэр Реджинальд Харгривз — миллиардер, филантроп, изобретатель никому ничего не объясняя берет под опеку семерых выживших детей. И начинает воспитывать из них команду по спасению мира.
Персонажи
Очень трудно говорить о сюжете без обозначения главных героев и без спойлеров. На взаимоотношениях между членами семьи завязана большая часть повествования. Попробуем пройтись по героям и постараемся не обронить лишнего:
01 Лютер Харгривз — Космобой, лидер команды. Вынослив и силен. Олицетворение надежд Харгривза и, как следствие, единственный из семьи, кто остается верен отцу и его идеям. Дежурит на поверхности Луны по заданию отца. Из-за увлечений полетами отстранился от остальных членов семьи. Влюблен в 03.
02 Диего Харгривз — Кракен. Самый строптивый и непокорный член команды. Мастерски метает ножи и вечно оспаривает лидерство 01. К отцу относится пренебрежительно, считая его тираном . После развала команды начал работать в одиночку в виде виджиланте. Есть версия, что работает в одиночку намеренно. Тайно влюблен в 07.
03 Элиссон Харгривз — Слух, мгновенно изменяет реальность при помощи лжи. Достаточно лишь пустить слух и все тут же сбывается. После академии, по сравнению с остальными участниками команды, успешно социализировалась и отказалась о суперспособностей, завела семью. Однако, «проклятие» супергероя не щадит никого.
04 Клаус Харгривз способен общаться с мертвыми, но от этого не в восторге. Освоил левитацию. Правда, его способности не работают, если на нем обувь. Не умеет пользоваться своей способностью, а попытка приемного отца ее развить вылилась в специфические сдвиги в психике и наркотическую зависимость. Не так плох, как может показаться на первый взгляд.
05 Номер Пять слишком рано ушел из семьи и не успел придумать себе имя. Точнее, ему было не до этого. Умеет перемещаться в пространстве и времени. В возрасте 10-ти лет пропал. Во многом это сказалось на остальных детях, которые помнили его и в то же время не понимали пренебрежительного отношения отца к пропаже.
06 Бэн Харгривз или Ужас. Умеет призывать чудовищ из других измерений, которые расправляются с врагами через его тело. На момент событий первой истории Ужас мертв. Подробности его смерти не обсуждаются, однако в саду академии стоит памятник в его честь.
07 Ваня Харгривз, самая необычная на фоне всей семейки. Никакими ярко выраженными талантами не обладает. Любит музыку и игру на скрипке. Из-за своей ординарности Харгривз держал ее рядом с собой и часто убеждал ее в абсолютной обычности. По уходу из академии Ваня написала книгу с весьма неприятными подробностями своего детства в стенах Академии. Любопытно, что именно на ее примере выясняется, что в не самых популярных методах воспитания детей Харгривза не все так очевидно.
Вокруг чего строится повествование
На похороны отца собирается вся семья, чтобы проводить опекуна в последний путь. Внезапные новости про апокалипсис должны сплотить команду и вперед — спасать мир. Вместо этого команда выясняет обстоятельства смерти отца и кто самый угнетенный в семье. Занимательно, но за сюжетной линией двух наемных убийц, Хейзел и Ча-Ча, наблюдать куда интереснее, чем за “семейными” склоками.
Сериал можно сравнить с фильмом Отряд” самоубийц” 2016 года. Много, очень много главных героев, которых за хронометраж нужно успеть раскрыть, дать им мотивацию взаимодействовать, победить врага и так далее по супергеройскому списку. Формат сериала — 10 серий по часу на 7-9 главных героев. Там, где комикс умудряется вместить в шесть 24-страничных выпусков добротный массив деталей, сериал топчется на месте и буквально выпрашивает остаться с ним на второй сезон. Если интрига вокруг 06 сюжетная, то почему никак не раскрыт 02? Почему одни душевные переживания ценнее других? Химию персонажам дали, взаимодействовать заставили. А вот почему мне на них не должно быть наплевать так и не рассказали. И получается ситуация из слэшеров 90-х, когда уже хочется, чтобы персонажей поскорее нарезали на ремни, диалоги не всегда такие уж захватывающие, как это виделось сценаристам.
И это самая большая проблема сериала, который основывается на таком замечательном произведении. Акценты и недосказанность, которыми умело манипулирует Уэй в комиксе, не работают в формате сериала. Безусловно, вопросов хватает и в печатном варианте, и в его экранизации. Но картинки выходят живее и зрелищнее, чем куча хороших актеров. Есть подозрения, что после просмотра первого сезона человек захочет обратиться к первоисточнику и обнаружит, что комикс куда понятнее и цельнее, даже учитывая эпизодический сюрреализм. Не нужно думать, что комиксы должны оставаться комиксами — переход в кино двигает индустрию и открывает новые горизонты как для авторов, так и для потребителей. Не нужно думать, что на экране все должно быть “один в один” как на страницах — умелая адаптация это хорошо. Но увиденное наводит на мысль, что авторы сериала несколько безрассудно подходят построению хорошо прописанной и интересной вселенной Академии Амбрелла. Там, где мог цвести дивный сад оригинальных сюжетных линий — уныло качаются на ветру набившие оскомину твисты. Будто продюсеры боялись начудить и потерять зрителя, но и слишком реалистично действовать тоже никто не отважился.
Как следствие, мы имеем крепкий середнячок, но его подвели бюджет и формат. Денег на эксперимент явно дали недостаточно. Пару раз за сериал вам может стать нестерпимо больно за индустрию компьютерных спецэффектов. Ну, и формат сериала предполагает 10 серий — значит, будем снимать 10 серий. Этот момент весьма негативно сказывается на динамике повествования. И дело не в том, что супергерои должны каждые пять минут проламывать своим многострадальным хребтом пару этажей. Однако, диалоги в сериале в большей степени существуют только для диалогов и с тяжелой ношей практической или эстетической ценности справляются не очень.
Остается только надеяться, что второй сезон учтет ошибки первого. Материала для создания оригинальной вселенной и нетривиальных героев более чем достаточно. Не нужно только казаться ординарнее других и делать поблажки для зрителя. Мы-то с вами тертые калачи и повидали всякого. Вплоть до свадьбы Капитана Америки и Железного Человека.
Материал подготовлен редакцией Papaya Hospital https://vk.com/papayahospital