Производители пищевых продуктов нередко используют приёмы, которые можно отнести к области введения в заблуждение покупателя и нечестной конкуренции. Цель этих манипуляций – обойти конкурентов или заставить покупателя заплатить больше за товар, выдав его за более качественный. Это нечестно и это сильно вредит нашему карману, поэтому давайте разберёмся в этом запутанном вопросе.
1. Вы, наверное, помните первую рекламу подсолнечного масла, в которой утверждалось, что масло марки N совсем не содержит холестерина. Тогда эта реклама произвела на людей сильное впечатление, ведь почти любой человек откуда-то слышал, что холестерин вреден и способствует образованию холестериновых бляшек в кровеносных сосудах. Правда, на самом деле холестерин жизненно необходим, а его связь с сердечно-сосудистыми заболеваниями была опровергнута в ходе исследований. Если кому-то очень интересно, оставляю ссылку на обзор исследований в этой области за последние 50 лет (на английском языке):
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/17512433.2018.1519391
Так вот, возвращаемся к нашему любимому маслу. В растительном масле холестерина не может быть априори, ведь он содержится только в клеточной мембране животных, а растительное масло получают из растений. Итак, первая уловка в нашем списке – это растительное масло без холестерина.
2. Продукты без ГМО. Видели ведь такие метки на упаковке? Их обычно делают ярко-зелёного цвета, как бы намекая, что это очень хорошо. Действительно, в этих продуктах, скорее всего, нет ничего генномодифицированного, потому что сегодня крайне сложно найти в магазине что-то, относящееся к категории ГМО. Пока таких продуктов крайне мало, эта сфера лишь начинает развиваться. В лучшем случае вы сможете найти модифицированную сою, а помидоры, картошка, фрукты и их производные точно не содержат никаких генных модификаций. Тем более не могут быть модифицированными соль, сода, вода и прочие товары, в которых в принципе нет никаких генов. Вроде бы это звучит очень глупо: соль без ГМО, однако ушлые производители готовы налепить на упаковку что угодно, лишь бы уговорить покупателя купить их товар. Ещё лучше – вынудить купить по завышенной цене.
3. Без консервантов и красителей. Видели подобную надпись на упаковке? Поверили? Зря, если поверили, ведь обычно это чистейшая ложь. Если вам предлагают фруктовый сок без консервантов и красителей, вас пытаются ввести в заблуждение, ведь в составе фруктов уже есть натуральные консерванты и красители. Например, лимонная кислота (она же добавка Е300). Она является естественным консервантом, а так же вкусовой добавкой одновременно (смотря для чего вы её используете). Или аскорбиновая кислота (она же витамин С или добавка Е330), она может использоваться как регулятор кислотности или антиокислитель. Яблочная кислота (Е296) или уксусная кислота (Е260), содержащиеся во фруктах, являются консервантами. И список этот огромен. Поэтому в данном случае, это чистейшая манипуляция терминами.
4. Полностью натуральное. Любите покупать только натуральные фрукты, овощи, крупы? Очень оригинальный выбор, учитывая то, что в продаже только натуральные и есть. Не существует ненатуральных овощей и фруктов. Эти сказки про пластиковый рис и прочее – просто чья-то выдумка. Если бы была возможность создать искусственные продукты, то они получились бы безумно дорогими. Например, искусственное мясо, создаваемое в качестве эксперимента, в 2008 году стоило 1000 000 долларов за килограмм. Его цена будет снижаться, но производить еду традиционным способом всё ещё проще.
5. Деревенские продукты. В продаже можно встретить деревенскую сметану, бабушкин творог и много всяких вариаций на эту тему. Надо ли говорить, что это лишь красивое название, а деревенская сметана не имеет отношения к деревне? Для некоторых людей это не очевидно и они всерьёз считают, что в неспециализированном магазине можно найти вручную сделанный продукт по цене обычного. Обычно еда, произведённая традиционным способом без современных технологий, стоит в десятки раз дороже. Так что покупайте продукцию фабричного производства и радуйтесь – она намного безопаснее деревенской, качество которой сложно контролировать.