В 1974 году в популярном в те годы журнале «Юность» появилась повесть, мгновенно ставшая литературным событием – «Милый Эп». Название сразу привлекало к себе внимание: кто такой Эп? Вроде бы имени такого нет, да и слово незнакомое... И почему этот самый Эп – милый? Кто-то даже считал, что Эп – это аббревиатура от «электронная подстанция»!
На самом же деле Эп — это прозвище от фамилии Эпов. Аскольд Эпов — так зовут главного героя этой повести, 15-летнего старшеклассника, главным увлечением которого являются различные изобретения и рационализаторские предложения. Он – логик до мозга костей. Но вот может ли он «рассудку страсти подчинять»? До поры-до времени Аскольд об этом и не задумывался. Но вот в его жизнь врывается Валя, сестра его учительницы английского. И вот уже Эп влюбляется: первые поцелуи, объятия, ревность, обида… Это первое чувство пробуждает в подростке глубокого лирика, что удивляет не только окружающих, но и самого Аскольда. Он готов выучить ненавистный английский, объясняться в любви по радио, бежать сломя голову на свидание. Немудрено, что когда неожиданно юноша заподозрил свою любимую в неверности, у него в буквальном смысле почва ушла из-под ног... И мы, читатели, переживаем вместе с Эпом, ведь мы успели его полюбить и нам обидно за него! Неужели Валя действительно оказалась обманщицей и все это время ловко манипулировала влюбленным кавалером? Не будем раскрывать все сюжетные ходы, но можем сказать, что все окончится хорошо, хотя мы понимаем: для наших героев все только начинается...
Линия влюбленных является одной из главных в книге, но не единственной. Автор кроме всего прочего рассказывает о поиске подростками самих себя, о радостях и переживаниях, которые неизменно сопровождают пору взросления. Главный секрет успеха книги, пожалуй, в ее абсолютной непохожести на книги того времени. В ней нет казенной декларативности и нравоучений, но после ее прочтения неожиданно ля себя приходишь к тем самым правильным выводам. Не говоря уже о чувственном «прорыве»: ну где еще в советской литературе девочка сама предлагает мальчику поцеловаться?! Если не знать время написания повести, то можно принять ее за современное произведение: поступки героев книги вполне современны – можно даже на несколько секунд представить, что описываемые события происходят сегодня...
Автор этой замечательной повести не столь известен широкой читательской аудитории, как мог бы быть. Его имя – Геннадий Михасенко (1936–1994). Он родился на Алтае, но детство его прошло в Новосибирской области, куда в 1941 году переехала семья Михасенко. Здесь же он окончил инженерно-строительный институт, а затем попросился, как и многие его сверстники, поехать на строительство Братской ГЭС. Так судьба соединила его с Братском. Здесь он работает мастером на заводе железобетонных изделий, затем начальником конструкторского отдела управления производственных предприятий. Но все больше его манит литературное творчество. «Целых семь лет уживались во мне инженер и писатель, – вспоминал Генадий Павлович. – Но я все же понял: эти два “зайца” не дадут мне стать мастером ни в одном из двух этих дел. Пришлось сделать выбор!». В этот период появились повести: «В союзе с Аристотелем», «Пятая четверть», «Неугомонные бездельники».
В печати произведения Михасенко стали появляться в самом конце 1950-х годов. Но тогда он еще не считал себя писателем в полной мере. Тем не менее повесть «Кандаурские мальчишки», напечатанная в местном журнале «Сибирские огни», вызвала жаркие споры литераторов, а позднее ее даже напечатали отдельной книжкой: это означало, что теперь о ней услышит весь Советский союз (книги в то время печатались огромными тиражами, а система книготорга позволяла изданиям очень быстро попадать во все региональные магазины).
В начале 1960-х Михасенко стал членом Союза писателей СССР. Постепенно он вышел из тени и стал громче заявлять о себе, ну а после появления «Милого Эпа» писатель, что называется, проснулся популярным – ведь повесть стала своеобразным глотком свободы. Чуть позднее по мотивам повести была создана пьеса, которая с успехом шла во многих театрах. К слову, Михасенко писал и другие пьесы, среди которых «Мечудар» и «Остров Тэнга». Обращался он в своем творчестве и к сказочной тематике. Но самым известным его произведением все же остался «Милый Эп». Уже перед самым распадом СССР вышел фильм «Милый Эп», созданный режиссером Олегом Фоминым. Но в широкий прокат фильм не вышел и остался незамеченным – за окном уже были совсем другие времена.
В нашем издательстве, помимо «Милого Эпа», вышла также сказка Михасенко «Тирлямы в подземном королевстве», которая украсила нашу серию «Любимые советские книжки». В этой сказке рассказывается о приключениях желудевых человечков – тирлямов. Это настоящая социальная сказка, ведь она в забавной форме знакомит юных читателей с обществом, его устройством, порядком и законами. Лям-тирлям, тирлям-Тир, дядюшка Рил и куколка Вика так понравились ребятам, что Братский кукольный театр решил даже взять себе название «Тирлямы» и таким образом сохранить память о замечательном писателе для будущих поколений.
Геннадий Михасенко прожил недолго: его не стало в 1994 году. Но его имя не забыто: иркутские школьники читают его произведения в рамках региональной программы по литературе, библиотека-филиал № 1 в городе Братске носит его имя, в 2011 году в библиотеке появился музей писателя, постоянно обновляется и сайт, посвященный творчеству Геннадия Павловича. Ну а пока произведения писателя продолжают читать, он продолжает жить. Геннадий Михасенко часто повторял: «Моя политика – хорошо писать для детей». Этой политики он придерживался всю жизнь.