Как я писала ранее, у танцев слишком много социальных аспектов — мода, популярность, публичность, рыночная привлекательность. Танцами можно чего-то достигать, продвигаться в тренд, зарабатывать, а также манипулировать, нервировать, загонять в чувство неполноценности.
Но есть и другой аспект, внутренний. Танцами можно восстанавливаться и лечиться, соединяться со всеми своими гранями и выходить за грань. Это касается в первую очередь свободных танцев — спонтанного движения под музыку. Это намного проще. Более яркие, социально привлекательные стороны танцев часто заслоняют более простые и жизненные. А сила именно в последних.
Меня поражала и до сих пор поражает способность «танцев без правил» за час кардинально менять текущее состояние, а именно устойчиво-депрессивное. Речь идет не о стрессе или плохом настроении, а о той степени эмоциональной подавленности, неудовлетворенности и безнадежности, по которой мы и определяем наличие депрессии. Чтобы дойти до такого состояния, нужно немало усилий со стороны жизни, и не меньше личных усилий потребуется, чтобы из него выйти.
Но опыт говорит: если ты доковыляешь до того места, где танцуют спонтанные танцы, есть большая вероятность, что через час ты уйдешь без депрессии, в устойчиво веселом и бессмысленно-радостном состоянии. Тогда-то и откроется, что необязательно распутывать гордиев узел проблем, чтобы на душе стало легко и спокойно. Для этого нужно просто внести и поставить свое тело в нужную комнату, хоть бы и носом к стене.
Принцип простых танцев, по сути, сводится к самому первичному, инстинктивному телесному самовыражению, которое само по себе является терапевтичным. Понаблюдайте за маленькими детьми, которых еще не научили стесняться — когда они слышат веселую музыку, они начинают радостно махать руками, трясти попой, подпрыгивать. Они, как правило, совсем не попадают в ритм, но почему-то сильно радуются. У взрослых то же самое — когда они входят во вкус, перестают бояться, что они что-то не то делают, а просто пропускают музыку через свое тело, возникает ощущение прекрасного естества. Тогда проявляется во всей красе индивидуальность. Вот это и есть простые свободные танцы. Они не подавляют блеском и мастерством (и неизбежным сравнением), не обязывают к подражанию и не вызывают разрушительных эмоций. Это просто естественно.
Дети танцуют, потому что жизнь танцует: ветер дует, едут машины: к тому же это весело. Потом, в детском саду, они начнут танцевать по правилам, но это уже совсем другая история. К счастью, вкус к естественным движениям остается в свернутом виде на всю оставшуюся жизнь, и он только и ждет, когда поставят хорошую музыку и скажут, что учиться ничему не надо — все и так хорошо.
А все действительно изначально хорошо. Это еще одно объяснение, почему в танцах врачуется не только внутреннее состояние, но и внешний мир. А что? — окружающая действительность хорошо поддается лечению! Лично я всегда замечаю, что после танцев мир начинает вести себя как друг — причем как здоровый друг, без признаков депрессии.
P.S. Речь идет, разумеется, о «нормальной», бытовой депрессии. Клинические формы депрессивных расстройств нами не исследовались. Однако есть данные, что свободные танцы прекрасно справляются с хронической тревогой, усталостью и ВСД.