«Он специально раскритиковал мой проект во время презентации»
⠀
«Она завидует моему успеху и не поддерживает мои идеи»
⠀
«Он жалуется на меня начальнику, чтобы меня поскорее уволили»
⠀
Знакомые мысли?
⠀
Действительно, иногда встречаются люди, которые назло другим делают гадости - но процент их минимален.
⠀
Большинство ситуаций т.н. «козней» и подковерных игр - результат случайных недоразумений, которые не были вовремя разрешены эффективной коммуникацией, а наоборот - были интерпретированы. Чаще всего - негативно.
⠀
Я писала, насколько разрушительны, в первую очередь, для нас самих, интерпретации действий других людей. И далеки от реальности. Наш мозг несовершенен.
⠀
Когда я училась на кадровом менеджменте в ВШЭ, мы проходили принципы создания ассессмент центров. Это процедура оценки потенциала людей, например, при найме на работу. В ней ассессоры для объективности должны фиксировать факты, а не свою интерпретацию.
⠀
«Ольга молчала 10 секунд после заданного ей вопроса» - это факт.
⠀
«Ольга не нашлась, что ответить, смутилась и молчала целых 10 секунд» - это уже интерпретация.
⠀
А правда могла быть: Ольга отвлеклась, вспомнила эпизод из прошлого, подбирала слова, почувствовала недомогание и ещё 100+ вариантов.
⠀
В INSEAD мы это называли give someone the benefit of doubt. Этот принцип нам предложил использовать декан. Мол, вы все из разных стран и с разным бэкграундом. Не судите сразу же друг друга по своим меркам, иначе вам будет сложно учиться. Дайте каждому своему однокласснику кредит доверия.
⠀
На мой взгляд, это важно делать каждый день в карьере и обычной жизни.
⠀
Коллега повёл себя некорректно - что делать?
- Перестаём интерпретировать и заводиться (наши мысли создают наши эмоции)
- Перечисляем факты («На прошлой неделе ты сделал мне три замечания при боссе»), и рассказываем, как мы себя чувствуем («Мне было неловко»)
- Корректно просим пойти навстречу («Не мог бы ты давать мне обратную связь сначала лично?»)
- Можно спросить человека про его мотивацию - вдруг у него была серьёзная причина так себя повести?
⠀
И наслаждаемся репутацией зрелого неконфликтного человека.
3