По современным понятиям эта фраза звучит немного оскорбительно, ведь у нас формально нет «хозяев», мы свободные люди. Но чуть более века назад такие речевые обороты были более чем приемлемы и никого не оскорбляли. Или все-таки подобные формы общения воспринимались как унижение? И кто это сказал и кому?
Итак, разбирая дореволюционные подшивки газет наткнулся на весьма примечательную статью о «приеме Государем Императором в Александровском дворце в Царском Селе делегации рабочих петербургских заводов и фабрик». Словом, царь и народ решили пообщаться, что ж в этом плохого?
Замечу, что данное общение происходило после Кровавого воскресенья, в разгар Первой русской революции 1905 года, когда рабочие десятками тысяч выходили на демонстрации с требованиями улучшения условий труда, повышения зарплаты, предоставления политических прав и свобод. «Бунтовщиков» и революционеров усмиряли пулями и нагайками, кровь рекой, жертв сотни. Впрочем, все это очень хорошо показано в учебниках истории.
В статье приводится речь Николая II к делегатам (по тексту к «депутации»), который «изволил обратиться к рабочим». Далее текст, читайте внимательно! Здесь дремучая спесь царизма раскрывается во всей красе! Ни капли сожаления у власти, высокомерие и брезгливость, как будто не в 20 веке все происходит, а при Иване Грозном, для которого все вокруг «холопы». Стоит ли удивляться, что его свергли?
Начало цитаты:
«Я вызвал вас для того, чтобы вы могли лично от Меня услышать слово Мое и непосредственно передать его вашим товарищам. Прискорбные события с печальными, но неизбежными последствиями смуты произошли от того, что вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменникам и врагам нашей родины. Приглашая вас идти подавать Мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против Меня и Моего правительства, насильственно отрывая вас от честного труда в такое время, когда все истинно русские люди должны дружно и не покладая рук работать на одоление нашего упорного внешнего врага. Стачки и мятежные сборища только возбуждают безработную толпу к таким беспорядкам, которые всегда заставляли и будут заставлять власти прибегать к военной силе, а это неизбежно вызывает и неповинные жертвы. Знаю, что не легка жизнь рабочего. Многое надо улучшить и упорядочить, но имейте терпение. Вы сами, по совести, понимаете, что следует быть справедливым к вашим хозяевам и считаться с условиями нашей промышленности. Но мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах – преступно. В попечениях Моих о рабочих людях озабочусь, чтобы все возможное к улучшению быта их было сделано и чтобы обеспечить им впредь законные пути для выяснения назревших их нужд. Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их. Теперь возвращайтесь к мирному труду вашему, благословясь принимайтесь за дело с вашими товарищами, и да будет Бог вам в помощь».
Конец цитаты. Какие выводы можно сделать?
· Как же страшно далеки они от народа!
· О PR технологиях, уже существовавших на Западе, царь и слыхать не слыхивал, а вот большевики, не ленились – изучали и применяли.
А еще это сильно напомнило общение власти сегодняшней с народом, знакомые выражения увидели? «Внешний враг», «вовлечь в заблуждения», «знаю, что нелегка жизнь рабочего», «многое надо улучшить и упорядочить», «о рабочих людях озабочусь», «верю в честные чувства», «непоколебимая преданность»… и так далее. Есть о чем подумать?