Эпоха брежневской оттепели запомнилась большим количеством удавшихся и не очень прорывных проектов. Конечно, на фоне полёта в космос или покорения целины, создание перспективного автомобиля для такси не выглядит чем то уникальным, но оно было значительно ближе и понятнее для простого человека.
В конце 50-х годов все уже чётко понимали, что автомобиль для такси и для личного пользования это не одно и то же. Хорошее такси - это недорогой маленький автобус с совсем не детскими нагрузками по пробегам и условиям обслуживания, а вовсе не маленький седан вроде ГАЗ-21 или не премиум-класс вроде ЗИС или Чайки, которые тогда преимущественно выпускала промышленность.
Что интересно, автомобиль создавался не автомобильным КБ, а НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ). Тем более странным выглядит хоть и необычный для тех лет, но далеко не эстетичный внешний и внутренний облик автомобиля.
Зато с точки зрения практичности автомобиль удался. В годы, когда основным такси были Победы и 21-е Волги, не отличавшиеся топливной экономичностью или хотя бы пространством в салоне, такси от ВНИИТЭ выглядело реальным прорывом. Пространство внутри салона позволяло пассажирам заходить внутрь сразу с багажом и при этом всё равно чувствовать себя комфортнее, чем в обычных авто.
За экономичность отвечали двигатель и КПП от Москвича 408, мощностью 50 л.с. Для такси скорость и динамика была не так важна, и тех 100 км/час, что мог развивать автомобиль, вполне хватало для требований того времени.
Кузов имел крайне перспективную конструкцию, и сегодня не считающуюся устаревшей: силовой каркас из стали облицован композитными панелями. В наши дни единственная разница в том, что и несущую функцию тоже начинает выполнять композит. Широкий дверной проём с электрической дверью облегчал посадку с багажом и маломобильным пассажирам. При этом клиренс в 17 сантиметров обеспечивал достаточный уровень проходимости по дорогам 60-х годов.
Рабочее место водителя было отделено от салона так же, как в автобусах, и места рядом с водителем не было.
Будучи полностью готовым в 1965 году автомобиль прошёл дорожные испытания и был готов к запуску в пробную серию на заводе РАФ в Риге, но так и остался в единственном экземпляре: конструкторы так и не смогли победить проблемы с надёжностью малолитражного двигателя. Единственный сохранившийся экземпляр сейчас находится в музее в Черноголовке.
Несмотря на неудачный старт, ход конструкторской мысли из середины прошлого века был абсолютно верным. Это подтверждают появившиеся позже и получившие огромную популярность различные минивэны и микроавтобусы, активно применяющиеся сегодня в службах такси.
Интересно? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, кнопки рядом!