(You Were Never Really Here, 2017, Великобритания)
Сознательно или нет режиссёрша/сценаристка Линн Рэмси вложила в руки своего героя Джо (Хоакин Феникс) молоток и сделала того похожим на Олдбоя (или на героя его американского сиквела)? Как знать, как знать. Но даже если так написано в одноименной книге, по которой снято кино, вряд ли было вежливо столь откровенно цитировать южнокорейскую киноклассику без отсылок к ней. Тем более, что в хозяйственных магазинах, где Джо обычно покупает своё любимое оружие, продается немало других инструментов, годных для раскраивания вражеских черепов. И вдобавок не дающих повод обвинить авторов картины в некрасивом заимствовании чужих идей.
Вторая напрашивающаяся аналогия, которая настолько явная, что даже стала рекламным слоганом фильма ( «Таксист XXI века») - это "Таксист" Мартина Скорцезе. И это отчасти верно. Пускай Джо не таксует, но он тоже ветеран каких-то войн, отчего у него сползает набекрень "крыша"; он тоже одинок, полон заскоков и много рефлексирует; и он тоже наезжает на мерзавцев, вовлекающих в проституцию несовершеннолетних девочек.
И этот слоган действительно уместен и справедлив. Потому что аннотация картины рискует ввести вас в заблуждение, заставив поверить, что вы сели смотреть очередной клон "Заложницы". А это совсем не так. Ведь чем дальше развивается сюжет, тем больше в нём становится трупов и больше расшатывается и без того неустойчивая психика Джо. Отчего история шаг за шагом углубляется в артхаусные дебри, пусть даже сама она, к счастью, по-прежнему остаётся внятной и непротиворечивой. Теряет адекватность лишь главный герой, на чём авторы и концентрируют зрительское внимание. А события, в которые он продолжает активно встревать, теперь идут лишь фоном, на котором усугубляется его сумасшествие.
Ещё одна артхаусная, или чёрт пойми что за фишка, которую Линн Рэмси сочла удачной и эксплуатировала её от начала и до конца: Джо творит насилие, но само насилие зрителю - упс! - не покажут. За очень редким исключением. То есть гораздо чаще мы будем наблюдать взмахи молотком, вскидывание револьвера, будем слышать звуки ударов и выстрелы, а потом видеть окровавленных жертв Джо, однако сам процесс их умерщвления Рэмси оставляет за кадром. Почему? Поди её спроси. Но иначе, как халтурой либо распиской в собственном неумении снимать такие сцены, это назвать трудно.
Кстати, через полгода вышел ещё один фильм, где наблюдалась аналогичная хрень - вестерн "Недруги". Само собой, что зритель отреагировал на неё вполне ожидаемо: продинамил халтурщиков в прокате безо всякой жалости, дабы другим кинотворцам неповадно было впредь подсовывать ему, зрителю, такой кастрированный продукт.
Зато Хоакина Феникса ни в халтурной, ни в посредственной игре уж точно не обвинишь. Любопытно, что за 15 лет до этого ему довелось сыграть родного брата героя Мэла Гибсона ("Знаки" М. Найта Шьямалана). А здесь, с седеющей бородой, чуток подкачанным торсом и "сумасшедшинкой" во взгляде, Хоакин стал похож на нынешнего Мэла так, что в полумраке их и вовсе не отличить. Тем более, что данная роль у Феникса тоже вполне гибсоновская, как будто под того изначально и писанная. Впрочем, это не упрек. Наоборот, какого ещё актера в мире вы знаете, который мог бы на 100% заменить собой Гибсона на экране? А Хоакин делает это блестяще, чем лишний раз доказывает свою гениальность. И то, что даже играя в не особо интересном, вторичном фильме, он может сделать его ( и себя, естественно) лауреатом престижных премий, что при ином раскладе вряд ли случилось бы.
***
В общем, считайте как хотите, но ни до "Олдбоя", ни до "Таксиста" это кино не дотягивает. Да, во многом оно неплохое и жесткое, но когда типично боевиковый сюжет вдруг густо заливают артхаусной мутью, да ещё вымарывая из кадра сцены насилия, это, батеньки, абсолютно никуда не годится. Ладно, хоть маэстро Феникс выступил по обыкновению пронзительно и мощно, чем помог картине пробиться на Каннский фестиваль и оставить хоть какой-то след в истории. В смысле - в истории Каннских фестивалей, потому как, думаю, даже большинству поклонников "Таксиста" неизвестно о существовании этого "Таксиста двадцать первого века", а про обычных зрителей и не говорю.