Аэробус-320, полный самолет болельщиков хоккея. «Наши» вчера обыграли кого-то там, и завтра у них матч за второе или первое место. Болельщики, в основном родственники игроков, летят на матч.
Еще до взлета.
Летчики:
- А дайте нам «Советский спорт!» «Наши» вчера их так сделали!
- Держите, конечно.
Перонный персонал, входящий до пассажиров:
- А остался «Советский спорт»?
Еще пока остался, раздаем.
И все обсуждают только одну эту тему. Кто – кого, когда и где, в смысле хоккея.
Пассажиры на входе:
- Ну, найдите нам «Спорт», ну хоть один на всех!
Находим три газеты, они расходятся по салону.
Взлетаем весело, скандируя "за наших". Нам уже не весело. Когда группа людей в одной эмоциональной эйфории, лодку может раскачать. Я сегодня не бригадир, а в экономе, отвечаю за «березку», проще говоря,- за магазин и за все спиртное в нем. Настроение у всех повышается, у нас падает, работать все труднее. Не успеваю разносить виски. Все верят в победу. Все мысли - о хоккее, все скандируют, кричат и прочее. У нас мысль одна – долететь скорее и без потерь.
Через полтора часа полета я понимаю, что продавать спиртное больше категорически нельзя. Но отказать надо очень деликатно, не обидев нежных чувств, к тому же, предстоит отказать группе сплоченных людей, это как один против всех. Хожу по лезвию ножа.
И вот дисциплина стремится к нулю и мини-бар, тоже, меня все время дергают – неси еще. У меня обратная задача, если я вижу, что пассажиру хватит, больше не продаю. Здесь очень важно соблюсти середину между "хороший сервис, всем-да"! И "безопасность превыше всего". Это бывает неимоверно трудно, включаешь обаяние и твердость. Отказать так, чтобы не обидеть. Но и так, чтобы больше не упрашивали. Чувствую себя канатоходцем. Чуть пережмешь, напряжешься - свалишься. Расслабленность и собранность позволяют сохранить баланс. Правда, одна мысль полоснула мой ум - по ходу нам не выиграть завтра...
На следующий день наши проиграли, я смотрела.
Моя мысль тут ни при чем, хочется верить, и у меня просто обостренное чувство вины? Но авиация такая штука. Она очень высвечивает тонкость человеческой жизни и вообще всей нашей взаимосвязи. Начинаешь осторожно относиться ко всему, особенно к мыслям.
Даже простая чья-то, но эмоционально-заряженная мысль может привести к катастрофе. Лучшее тому подтверждение в литературе «Аэропорт» А. Хэйли, одно цепляется за другое. Где тонко – там и рвется. Тупо говоря: так называемый « человеческий фактор» может сработать не там, где ошибся пилот. А там, где стюардесса ошиблась и принесла ему вместо зеленого чая с одним сахаром, черный чай с лимоном и без сахара.
Черный с лимоном он еще смог пережить, а вот «без сахара» - нет, разгневался, и принял в эмоциях неверное решение. Он же тоже человек. Просил сахар, чтобы глюкоза придала ему энергии. А стюардесса забегалась или еще что-то. Эмоции рулят этим миром. Поэтому так важно сохранять ясность ума даже в сильных качках. Отслеживай на борту не только приборы, но и свои мысли.
Иногда даже думаю, ведь мы, как волнорез, разбиваем море напряженности людей на входе в самолет, все отрицательное, что они набрали по пути к нам: в пробках, в билетных кассах, на стойке регистрации. Делаем все, чтобы их негатив не дошел до кабины пилотов, – там столько чувствительных приборов, мало ли что…
Но весело на душе, когда весь рейс ты, в мыле бегаешь по салону, совершаешь кучу чудес, пересаживаешь пол-самолета так, чтобы все желающие сидели вместе и чтобы им не дуло, или дуло туда, куда надо (например, четко в левую бровь). И под конец, как Василиса Прекрасная, нет, вру, Премудрая, превращаешь рыбу в мясо. Вуаля!
А пилот после рейса выходит из кабины и говорит тебе:
- Ну, что, неплохо слетали, да? А вы что за чай мне принесли? Я же четко сказал: зеленый и один сахар! - И добавляет уже по - доброму, - ну ладно, из ваших рук - хоть яду выпью!
И довольный своей шутке, исчезает в керосиновой дымке аэродрома.
Слава Богу, думаешь, что яду не было. И что негатив сегодня не пробил линию обороны, не дошел до приборов и сердец пилотов. Долетели, выдох.