Найти тему

Важнейшим из искусств... Chouyaku Hyakunin Isshu: Uta Koi.


超訳百人一首 うた恋い.

Жанр: романтика, дзёсей, исторический, комедия
Выходил: июль - сентябрь 2012
Английское название: не упоминается
Русское название: "Сто стихотворений ста поэтов: Песня любви."
13 серий
Оценка: 9 из 10
超訳百人一首 うた恋い. Жанр: романтика, дзёсей, исторический, комедия Выходил: июль - сентябрь 2012 Английское название: не упоминается Русское название: "Сто стихотворений ста поэтов: Песня любви." 13 серий Оценка: 9 из 10

"В стране, где большинство молодёжи читает книги только в школе и только из-под палки - важнейшим из искусств для нас является анимэ!"
(Приписывается телеканалу noitaminA)

Эпоха Хэйян оказала огромное воздействие на нихонскую культуру, ощущающееся и в наши дни. И если о прозе тех времён (в лице "Повести о Гэндзи" и "Записок у изголовья") слышал, наверное, каждый, хоть немного интересующийся Нихонией, то есть ведь и менее известные гайдзинам вещи. А, например, "взрослый" вариант игры в "каруту", так замечательно описанный в сериале "Игра Чихайи" (кстати, надо таки второй сезон посмотреть — никак не могу решиться, уж больно первый прекрасен был, боюсь разочароваться). Да, так карута основана на сборнике ста лучших нихонских стихотворений. Про который нам тут и расскажут.

Это один из тех сериалов, которые я одновременно очень хотела посмотреть — и тем не менее, не горела особым желанием. Потому что при всём моём интересе и при всей прекрасности эпохи Хэйян — я не очень люблю исторические вещи. Но, рано или поздно всё случается, и я его таки посмотрела. Осталась крайне довольна, но и что так долго откладывала его — тоже не пожалела.

Вообще, для начала — что из себя представляет эпоха Хэйян? Все знают, что это был чуть более, чем столетний расцвет Нихонии в научном и культурном смысле; время, когда они ни с кем особо не воевали (как вовне, так и внутри). Время учёных, поэтов и куртуазии. На самом деле — это всё правильно, но не совсем. В европейской истории с ней сравнимы начало-середина 18го века. В определённой мере, если бы как-то забыть про войны католиков и гугенотов, то тогдашних нихонцев можно смело переодевать в мушектёрские плащи и платья с кринолинами. И я это не только про куртуазию. Там всё — и внешне очень регламентированное, консервативное общество со миллионами ограничений "так положенно". И явно вторичная роль женщин, вплоть до совершенно серьёзных заявлений: "хорошо, что она умеет читать китайские стихи, но лучше бы ей родится мальчиком — женщине-то ум вреден". И изрядная простота (чтобы не сказать "распущенность") нравов внутри. То есть в смысле того, что ухаживание — это дикий и целомудренный ритуал... но в результате не только наличие у мужчины любовниц, но и у женщины — любовников совершенно никого не удивляет. Скорее удивляет их отсутствие. В общем, своеобразное время.

Тем не менее, хотя его влияние прослеживается до сих пор — много чего средний нихонец (точнее — нихонка, ведь это сериал чисто дамский) не знает. И те же сто песен, в обязательном порядке заучиваемые в школе — не понимает и просто ненавидит. "Что написал Шекспир?" - "О, много цитат!" (с) "Вверх по лестнице, ведущей вниз". А там на самом деле всё довольно интересно. Вот нам и снимают сериал, с целью в лёгкой форме показать и растолковать эти стихи. Для облегчения формы — заодно вводят в список персонажей составителя этого сборника, который выступает в роли эдакого комедийного ведущего. Да и сами персонажи временами заявляют что-нибудь вроде: "Да, в 21м веке это будет очень распространено, когда молодой человек после колледжа хочет отправиться в путешествие вместо того, чтобы искать работу". Временами это забавно, временами — не очень. Но действительно, оказалось — свою задачу выполняет. Потому что иначе сериал при всех своих достоинствах казался бы довольно занудным. Именно казался бы: там и правда всё очень интересно. Но вот какой-то общий фон — воспринимается тяжело. Сложно сказать — чем. То ли медленностью происходящего (хотя в серии до четырёх стихотворений и до двух сюжетов). То ли однообразием (хотя никакого однообразия нету и в помине, хотя все разобранные стихи — о любви, но такие разные, и такие разные истории!)... В общем, не смотря на всю эту красоту — какая-то вот такая разрядка оказывается вполне уместно.

Ну, и коли я сказала ключевое слово — хватит ругаться и поговорим о главном. О красоте. Вот чего тут много — это её. Причём во всём. Начиная с картинки. При этом — тоже вот как-то непонятно. Она не супер-детализированная. И не особо яркая (или наоборот — особо пастельная). И персонажи вроде бы довольно обычно нарисованы. Но всё это как-то настолько... сбалансировано! Тоже, можно сказать, образчик нихонской культуры: не просто, не сложно, экономно, но и не скупо — но настолько красиво, что прямо ах! Вся картинка — пейзажи, и люди.

С красоты визуальной — перейдём к происходящему. Действительно, некоторые стихи понять довольно легко. Некоторые понимаешь в полной мере только зная, что происходило с автором (и тем, кому это стихотворение адресовано) в тот момент. В некоторых случаях — через сложную аллюзию "прорваться" почти невозможно без детального текстового пояснения (а смысл нам прямым текстом раскрывают каждый раз после того, как стихотворение зачитано). И, надо сказать, это прекрасно.

Но прекрасны не только сами стихи, но и истории. Все они довольно трогательные, все — про любовь (ну, в сборнике действительно 43 стиха из 100 про неё). Некоторые весёлые, некоторые — философские, некоторые — просто грустные. И много интересного. Например, я не знала, почему Сэй Сёнагон закончила свои "Записки у изголовья" именно на том моменте, на котором закончила. А там, оказывается потрясающей красоты история преданности императрице, которой она прислуживала. Или что Мурасаки Шикибу (автор той самой "Повести о Гэндзи") на самом деле была практически суфражисткой и отчасти юрийщицей. А "Повесть" писала очень проблемно: после первой главы она совершенно не знала, о чём писать дальше, пока история с её "юрийной" подругой детства не подсказала ей дальнейшую концепцию. История, кстати, очень грустная. А концепция меня просто приводит в восторг: "Эта история будет не о великолепной дворцовой жизни, и не о любви, которая бывает только в мечтах... Эта история о силе женщины. Прекрасной силе, которой обладает женщина. Если продолжу писать, возможно, однажды Фудзико прочитает эту историю. Я хочу показать Фудзико. Раз она на грани гибели, в мире, где женщины не свободны, я смогу показать ей ту силу, которой они обладают. Всё будет в порядке."

Нет, там вообще всё просто обалденно здорово. Кроме совершенно уродских опенинга и эндинга". Зато (если говорить о звуковом сопровождении) - какой звёздный набор сейю! Коясу Такехито, Ишида Акира, Китамура Эри, Кобаяши Юу, Ханазава Кана...

В общем, мне довольно сложно писать об этом сериале. Он довольно тяжело смотрится, но от него получаешь такое удовольствие, что описать его очень сложно. Поэтому не смотря на все нарекания — он получает твёрдую девятку. И рекомендацию к просмотру всем, интересующимся нихонской культуры, а в особенности девушкам от 20 лет. (Кстати, тут ЦА действительно чётко видна. Даже по голосованиям на AniDB — просто визуально по графикам заметно, что высокие оценки ему ставят именно девушки 20-45 лет). Так что учтите, мальчики. Как бы оно красиво и интерено ни было — возможно, вы таки "не осилите".