- Небольшое село Яйлю, волею судьбы оказавшееся на территории государственного заповедника, во многом отличается от других сел и деревень России. Здесь живут не только сотрудники заповедника, но и обычные сельчане, ведут хозяйство, разводят скот, выращивают овощи и фрукты на приусадебных участках. Жители села с уважением относятся к природе. Вокруг обычных населенных пунктов формируется своеобразная зона антропогенного отчуждения – территория, где встретить диких животных маловероятно. Ширина «пустой» зоны зависит от количества жителей и их деятельности. А вот в селе Яйлю территории антропогенного отчуждения как таковой нет.
Даже такой осторожный вид как марал, может повстречаться всего в нескольких сотнях метров от поселка. Живут здесь и более терпимые к человеку обитатели дикой природы – косуля, кабан, лисица, зайцы, медведи, волки, белки. Держится поблизости и кабарга.
Сама по себе кабарга терпимо относится к человеку, не боится его, но высокий спрос «черного рынка» на мускусную железу самцов кабарги привели к тому, что вокруг сибирских деревень маленького оленя практически истребили. Рядом с заповедным селом Яйлю встретить следы этого животного не сложно, стоит углубится в кедровый лес местечка Кобухта или подняться на крутые склоны хребта Торот, и вы увидите отпечатки их небольших копытцев.
Жители села помнят частые «нашествия» маралов, косуль, соболей и кабанов в фруктовые сады. Неоднократно посещали поселок десятками медведи, при этом яйлинцы с пониманием относились к незваным гостям, и в большинстве своем осуждали тех, кто предлагал отстрелять хищников, «хулиганящих» на территории их усадеб. Многие с юмором вспоминают свои встречи с медведями на улицах поселка и во дворах. А некоторые даже заботливо раскрывали забор по вечерам, чтобы «гость» спокойно зашел в сад не ломая калитку.
Осень 2018 года выдалась беспокойной для яйлинцев. Плохой урожай кедрового ореха в тайге, привел к поселку таёжных гостей – медведей и кабанов. Пришлось "поделиться" жителям с дикими соседями урожаем своих садов и огородов. Пришла зима - всё успокоилось, животные вокруг живут своей жизнью, свидетельствами которой являются многочисленные следы на снегу, снимки с фотоловушек, установленных сотрудниками заповедника, да изредка врывающиеся в сельскую жизнь звуки дикой природы – вой волков, «лай» осторожной косули.
С осени прижились у села кабаны. Две небольшие семьи по 5-6 особей и один крупный секач нередко попадаются на глаза местным жителям. Они собирают остатки яблок в окрестных садах, рыхлят покосы, на день уходят отдыхать, устраивая себе уютные лежанки в толстом слое хвои под кедрами или разлапистыми пихтами.
Приходят по ночам в сад маралы и косули. Они довольствуются не только заморожеными яблоками, но и молодыми побегами плодовых деревьев, днем они ложатся на солнечных склонах с хорошим обзором и это не романтическая привычка, а необходимость контролировать происходящее вокруг, вовремя заметить хищника или человека. Расплатой за беспечность в дикой природе нередко бывает жизнь. Как правило гибнут молодые, неопытные животные.
На днях стая из пяти волков подошла к Яйлю. Их жертвами стали две молодые полуторагодовалые маралухи. Пытаясь спастись от преследования, они выскочили на скользкий лед, где были настигнуты хищниками. Волки – необходимая часть биологической системы, охраняемой заповедником, их деятельность сохраняет баланс в природе.
Обычны в поселке белки, их также приводит к человеку отсутствие в тайге кедрового ореха. Отыскивают они в приусадебных садах замороженные плоды, семена трав и деревьев. Тут конечно тоже не зевай, еда едой, но нужно успеть вовремя убежать от любимой хозяйской кошки или цепного пса. Жители же заботливо оставляют кусочки лакомства, жалея гостей из тайги.
Зайцы и лисы обычные соседи для многих сибирских деревень. Они не так безобидны, как можно подумать – зайцы объедают кору у молодых яблонь, лисы норовят залезть в курятник. Но тем не менее, все мы радуемся встретив их на тропинке вечером или ранним утром. Вот и сейчас снежное покрывало в яйлинском саду испещрено их следами.
Большие, широко расставленные следы стали привычными этой зимой для жителей Яйлю, это рано пробудившиеся медведи пришли полакомится яблоками в гостеприимные сады поселка.
Трещат сучья яблонь под весом тяжелого хищника, тянущегося за оставшимися с осени, сладкими плодами, но зима есть зима, не до выбора и калина пошла в ход, благо урожай был хороший и птицы не успели объесть эти горьковатые ягоды.
Не обрадовали эти «гости» жителей, с осторожностью выходят на прогулки, предпочитая гладкий лед Телецкого озера садам с щебечущим многоголосьем птиц.
Раннее тепло – вестник приближающейся весны обнадеживает, что вскоре покажется первая трава, распушатся ивы и еще одна зима останется в памяти яйлинцев как «та зима, когда у поселка ходили медведи …». «Не помнят старожилы такого …». Да так уже и говорят о ней ...