Полное наименование – «Генерал-адмирал Апраксин», сокр. – «Апраксин». Относился к классу броненосцев береговой обороны. Девять лет в эксплуатации: заложен 20.05.95 г., спущен 30.04.96 г., введен 04.08.99 г., исключен 31.08.05 г. Создавался по измененному проекту, предусматривающему качественные отличия от двух предыдущих кораблей. О технических особенностях «Ушакова» и «Сенявина» много говорится в соответствующих статьях.
Давайте посмотрим на отличия «систершипов» друг от друга. Тем более что их было не так много. На «Апраксине» установили машины отечественного производства. По образу английских машин «Ушакова» на Франко-Русском заводе собрали их российские аналоги. Третий броненосец, как с «Сенявин», строился в Новом Адмиралтействе. В новом проекте постарались избавиться от пресловутой перегрузки.
Вернулись к идее уменьшить бронирование и заменить башни барбетами. Броневой пояс «похудел» на 38 мм относительно 254 мм на «Ушакове» и «Сенявине». После всех обсуждений решили не использовать барбеты, но в кормовой башне оставить только одно орудие. Всего «Апраксина» вооружили тремя 254-мм пушками главного калибра.
Он получил электрический привод башен, до этого на флоте применялась исключительно гидравлика. По правилам, принятым на Балтике, корабли красились следующим порядком: черный корпус, белые надстройки и желтые трубы. На броненосце проверяли возможность приема в бункеры мазута вместо угля, хотя широкого распространения в конце XIX в. эта практика еще не получила.
В августе 1899 г. он посетил Копенгаген. По дороге проверили машины, работу котлов, выработку пара, скорость и мореходность. В Данию пришли также две императорские яхты и канонерская лодка. По окончании торжеств «Апраксин» вернулся в Кронштадт.
В ноябре 1899 г. произошла авария, при переходе в Либаву корабль сел на камни острова Гогланд.
Зимой освободить его не представлялось возможным, и операцию по спасению перенесли на весну будущего года.
С этим ЧП связана одна из первых практик в радиосвязи, которую использовали для сообщения с берегом. Вынужденная зимовка продлилась четыре месяца. И в апреле 1900 г. «Ермаку» удалось стащить «Апраксина» с камней. Кампания закончилась для него тогда, когда для остального флота она только началась. В мае 1900 г. он своим ходом пришел в Кронштадт на ремонт. Его активно использовали все предвоенные годы для обучения балтийских артиллеристов.
Количество командированных на практику моряков могло составлять до половины штата всего экипажа. В 1902 г. была предпринята попытка еще одного ледового похода, ставшая причиной нескольких новых повреждений. В апреле 1903 г. на броненосец назначили его последнего командира – капитана 1-го ранга Н.Г. Лишина.
Вслед за «Ушаковым» и «Сенявиным» с ноября 1904 г. «Апраксин» стали готовить к путешествию на Дальний Восток.
Сборы длились полтора месяца. Корабль совсем недавно завершил очередную кампанию и находился в Либаве в вооруженном резерве. Дальнейшая история его неразрывно связана с отрядом Небогатова и 2-ой Тихоокеанской эскадрой. С многотрудным походом, проведение которого без серьезных поломок уже было достижением. С Цусимской трагедией, ставшей центральным событием всех военных действий на море.
Цусимское сражение «Апраксин» прошел третьим в строю броненосного отряда Небогатова. И вел активную перестрелку с японцами на протяжении всего боя. Имея приказ командующего, в начале боя 3-ий отряд пытался достать своими выстрелами японский флагман. В 15:20, отметив недолеты 254-мм снарядов, огонь перенесли на ближайшие корабли противника. Ими оказались броненосные крейсера.
Через два часа после маневрирования, встретив собственные транспорты и миноносцы, именно 3-ий отряд отогнал от них наседающие крейсера Камимуры. Тогда же один из японских снарядов задел кормовую башню «Апраксина». Ночной бой продолжился с японскими миноносцами, многочисленные отряды которых не давали оправиться поредевшей эскадре. Расход боезапаса за первые сутки сражения составил две трети имевшихся снарядов калибра 254-мм и больше половины патронов 120-мм орудий.
Утром оставшиеся броненосцы были окружены превосходящими силами врага. В руки адмирала Того попали богатые трофеи. И это без учета поднятых в Порт-Артуре кораблей 1-ой эскадры. Перед сдачей комендоры на «Апраксине» избавились от орудийных замков и прицелов. Но большой проблемой для японцев это не стало, на их складах ждали своего часа английские пушки.
Так в японском флоте в 1905 г. появился «Окиносима» (IJN Okinosima).
Срок службы впечатляет, до 20-ых гг. в составе флота, а на разборку его отправили вообще в 1939 г. Через два месяца после сдачи броненосец уже под флагом Японской империи обстреливал русские позиции на Сахалине. Корабль перевооружили шестью 120-мм орудиями Армстронга. Японцы действовали очень оперативно в части своих боевых трофеев.
Его применяли во время осады немецкой крепости Циндао в 1914 г., Япония во время Первой мировой состояла в союзе с Антантой. После 10 лет активной службы «Окиносиму» отдали на учебные цели. Во время переговоров с Россией в 1915 г. вспомнили и об «Апраксине», но адмиралы отказались от идеи его выкупа. Бережливые японцы использовали броненосец под вспомогательные нужды до 1921 г.
Он даже успел побыть плавбазой для подводных лодок, что являлось весьма распространенной практикой во многих флотах. Теперь самый интересный факт, в 1924 г. корабль стал памятником Цусимскому сражению. Чтобы не допустить такого, стоило его вернуть на родину еще в 1915 г. Памятник простоял в Фукуоке до 1939 г., пока его не отправили на металлолом из-за повреждений, нанесенных морской бурей.