Недаром говорят, дороги это артерии страны. А вот этих-то «артерий» на территории Сибири вплоть до конца XIX века практически не было, как гласит народная мудрость, были «не дороги, а одно направление». В 50-х годах XIX века было выдвинуто много проектов, как построить железнодорожную магистраль. Предлагали конно-железные, подвесные, смешанные железнодорожно-водные и железно-гужевые и другие не менее оригинальные варианты. Дело было новое, никто толком не знал, что это такое, поэтому фантазия у некоторых просто зашкаливала. Например, томский губернатор считал необходимым построить непрерывную крытую галерею. А движение организовать на конной тяге во избежание грандиозных лесных пожаров от искр, вылетающих из труб паровозов, и «предотвращения сжигания сибирской тайги в топках локомотивов». Маршруты тоже разрабатывали все кому не лень. Многие купцы загибали трассу к пунктам перевалки своих грузов, пароходчики, наоборот, подальше от своих линий сообщения.
Между прочим, такая недальновидность тобольских купцов и судовладельцев в дальнейшем вышла им боком. Из-за активного экономического роста в Тюмени, куда была проложена железная дорога, в итоге административная власть съехала из Тобольска в Тюмень.
Прошения и требования, ходатайства и «челобитные» мощным потоком изливались в столичные ведомства. Представительные делегации непрестанно курсировали в столицы, ходатаи осаждали её приёмные, предлагали капиталы, испрашивая концессии, льготы и преимущества перед конкурирующими соседями.
Меценаты и исследователи Сибири, купцы Александр Михайлович Сибиряков и Михаил Константинович Сидоров потратили немало средств на изучение путей сообщения.
Кстати, предлагали планы строительства железной дороги, в том числе от низовьев Оби до незамерзающих бухт Европейского Севера. Первые шаги по изучению трассы будущей железной дороги от Обдорска через Уральский хребет были проведены в 1900 году. Этой работой занимался инженер путей сообщения Пётр фон Гетте. До этого он построил железную дорогу Екатеринбург-Тюмень.
Во что он пишет:
«непреодолимых препятствий для осуществления дороги не предвидится, но работа предстоит гигантская, и для окончания дела понадобится не один миллион…».
К сожалению, несмотря на оценку фон Гетте, что железнодорожный транспорт соединит Сибирь с Европой и поднимет промышленное и культурное движение в «этом отдалённом крае», денег на строительство в царской казне не нашлось. Но время не стояло на месте. В одном из берлинских журналов была опубликована статья петербургского корреспондента «Железная дорога Обь – Архангельск». В ней со ссылкой на надёжные источники сообщалось, что в министерстве путей сообщения России спешно разрабатывается проект развития сети железных дорог на севере страны. Первоочередной должна стать линия, соединяющая Архангельский торговый порт с нижним течением Оби. Автор приводил подробные сведения о двух возможных вариантах прокладки трассы северной железной дороги, где конечным пунктом должны были стать или Обдорск (ныне Салехард) или село Мужи. К строительству, как утверждал корреспондент газеты, будто бы решено приступить немедленно и закончить его не более чем через три года.
Автором проекта был Александр Алексеевич Борисов художник с мировым именем, первый живописец Арктики, писатель, исследователь полярных земель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера. Но, увы, обсуждения затянулись вплоть до революции. А ведь иностранцы не без оснований Сибирскую железную дорогу называли «позвоночным хребтом русского великана».
Уважаемый читатель, если хотите узнать продолжение, как начиналось строительство железных дорог в Сибири, то не забудьте подписаться.