Найти в Дзене

Сибирская чугунка – как всё начиналось

Недаром говорят, дороги это артерии страны. А вот этих-то «артерий» на территории Сибири вплоть до конца XIX века практически не было, как гласит народная мудрость, были «не дороги, а одно направление». В 50-х годах XIX века было выдвинуто много проектов, как построить железнодорожную магистраль. Предлагали конно-железные, подвесные, смешанные железнодорожно-водные и железно-гужевые и другие не менее оригинальные варианты. Дело было новое, никто толком не знал, что это такое, поэтому фантазия у некоторых просто зашкаливала. Например, томский губернатор считал необходимым построить непрерывную крытую галерею. А движение организовать на конной тяге во избежание грандиозных лесных пожаров от искр, вылетающих из труб паровозов, и «предотвращения сжигания сибирской тайги в топках локомотивов». Маршруты тоже разрабатывали все кому не лень. Многие купцы загибали трассу к пунктам перевалки своих грузов, пароходчики, наоборот, подальше от своих линий сообщения.

Между прочим, такая недальновидность тобольских купцов и судовладельцев в дальнейшем вышла им боком. Из-за активного экономического роста в Тюмени, куда была проложена железная дорога, в итоге административная власть съехала из Тобольска в Тюмень.

Тобольск. XIX. Яндекс.Картинки
Тобольск. XIX. Яндекс.Картинки

Прошения и требования, ходатайства и «челобитные» мощным потоком изливались в столичные ведомства. Представительные делегации непрестанно курсировали в столицы, ходатаи осаждали её приёмные, предлагали капиталы, испрашивая концессии, льготы и преимущества перед конкурирующими соседями.

Меценаты и исследователи Сибири, купцы Александр Михайлович Сибиряков и Михаил Константинович Сидоров потратили немало средств на изучение путей сообщения.

Александр Михайлович Сибиряков, купец, вложил немало средств на исследования Севера Сибири
Александр Михайлович Сибиряков, купец, вложил немало средств на исследования Севера Сибири
Михаил Константинович Сидоров,купец, вложил немало средств на исследования Севера Сибири
Михаил Константинович Сидоров,купец, вложил немало средств на исследования Севера Сибири

Кстати, предлагали планы строительства железной дороги, в том числе от низовьев Оби до незамерзающих бухт Европейского Севера. Первые шаги по изучению трассы будущей железной дороги от Обдорска через Уральский хребет были проведены в 1900 году. Этой работой занимался инженер путей сообщения Пётр фон Гетте. До этого он построил железную дорогу Екатеринбург-Тюмень.

Великий Сибирский тракт через Уральские горы. Яндекс.Картинки
Великий Сибирский тракт через Уральские горы. Яндекс.Картинки

Во что он пишет:

«непреодолимых препятствий для осуществления дороги не предвидится, но работа предстоит гигантская, и для окончания дела понадобится не один миллион…».

К сожалению, несмотря на оценку фон Гетте, что железнодорожный транспорт соединит Сибирь с Европой и поднимет промышленное и культурное движение в «этом отдалённом крае», денег на строительство в царской казне не нашлось. Но время не стояло на месте. В одном из берлинских журналов была опубликована статья петербургского корреспондента «Железная дорога Обь – Архангельск». В ней со ссылкой на надёжные источники сообщалось, что в министерстве путей сообщения России спешно разрабатывается проект развития сети железных дорог на севере страны. Первоочередной должна стать линия, соединяющая Архангельский торговый порт с нижним течением Оби. Автор приводил подробные сведения о двух возможных вариантах прокладки трассы северной железной дороги, где конечным пунктом должны были стать или Обдорск (ныне Салехард) или село Мужи. К строительству, как утверждал корреспондент газеты, будто бы решено приступить немедленно и закончить его не более чем через три года.

Автором проекта был Александр Алексеевич Борисов художник с мировым именем, первый живописец Арктики, писатель, исследователь полярных земель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера. Но, увы, обсуждения затянулись вплоть до революции. А ведь иностранцы не без оснований Сибирскую железную дорогу называли «позвоночным хребтом русского великана».

Сибирский путь.
Сибирский путь.

Уважаемый читатель, если хотите узнать продолжение, как начиналось строительство железных дорог в Сибири, то не забудьте подписаться.