Парадные платья королев и императриц - это свадебные и коронационные. И если свадебное платье допускает некоторую (очень небольшую) вольность фасона и отделки, то коронационное подвержено строгому регламенту.
Я уже писала о коронационном платье королевы Великобритании Елизаветы II. А как же наши русские императрицы?
Сегодня хочу рассказать о коронационном платье последней русской императрицы, супруги Николая II, Александры Федоровны. Оно сохранилось лучше всех остальных.
Фасон русского коронационного платья был подробно регламентирован еще Николаем I, я расскажу об этом отдельно.
3 последние императрицы - Мария Александровна (супруга Александра II), Мария Федоровна (супруга Александра III) и Александра Федоровна (супруга Николая II) - имели платья одинакового фасона.
Платье состояло из 3 частей - лифа, юбки и шлейфа.
Лиф имел неглубокое декольте в форме сердца, пышные длинные рукава со складками по окату и у запястья. Не очень широкая юбка, длинный шлейф - вот церемониальное платье в русском стиле.
Если фасон известен - остается только вышивка. Эскизы представляли 4 варианта рисунка, один из которых выполнил предположительно Врубель. Победил анонимный эскиз, выполненный, как говорят историки, фрейлиной Александры Федоровны.
Для императорского двора шили несколько официальных портных. Платье к церемонии коронации изготавливала мастерская Ольги Бульбенковой. “Мадам ОльгА” - так на французский манер ее называли.
С самого начала с платьем хлопот было много. Тонкая парча, которую выбрали изначально, под тяжелыми серебряными нитями перекосилась. Ткань решили заменить.
Официальный поставщик императорского двора - шелкоткацкая фирма Сапожниковых - присоединилась к процессу создания шедевра.
Плотную парчу ткали в Москве, затем отсылали в Петербург. У Бульбенковой кроили, детали отправляли обратно в Москву, в Ивановский монастырь, для вышивки. Затем снова возвращали в Петербург для окончательной сборки.
Представляете себе, сколько километров проделало платье еще в процессе изготовления?
Если в процессе участвует слишком много человек, получается неразбериха.
Бедным монахиням пришлось ушивать и расставлять некоторые детали - швы проходили не там, где нужно, искажая рисунок вышивки.
Работа над платьем длилась год. Но результат оказался великолепным!
Обратная сторона красоты серебряной вышивки - это ее вес. Платье с 4-метровым шлейфом весило 10 (!) кг. А ведь была еще и 7-метровая мантия… Золотой глазет на шелковой подкладке, горностаевый воротник и отделка горностаем по всему краю.
Глазет - вышивка золотыми или серебряными нитями “вприкреп”. Нить накладывалась на ткань и закреплялась мелкими стежками.
Итоговый вес всего коронационного наряда составил (только вдумайтесь) 23 кг!
Мантию и шлейф несли не мальчики камер-пажи, а юноши. Основная тяжесть приходилась на шлейф и мантию, поэтому камер-пажами были не мальчики, а юноши. Ребенок просто не смог бы поднять такую тяжесть.
Специально для этого у мантии и шлейфа были сделаны ручки, за которые и держали всю эту красоту, чтобы она не выскользнула из рук.
По давней традиции платья после коронации передаются на хранение в Оружейные палаты. Вот и в России, в Оружейной палате московского Кремля хранятся платья императриц, в которых их короновали на царство.
Понравилось? Подписывайтесь на канал - будем читать интересные истории вместе!
Вам может быть интересно:
Кто шьет для королевы?
В чем выходят замуж принцессы
2 платья, знаменитых на весь мир
Вся информация взята из открытых источников.