Найти тему

Пётр Краснов. От Двуглавого Орла к красному знамени.

2019 год богат на литературные юбилеи, на круглые даты со дня рождения немалого числа русских писателей. Но есть один автор, юбилей которого в этом году отмечаться широко не будет, да и вообще не особо и будет. И понятно, по какой причине. Имя его связано. Увы, не с самыми лучшими страницами нашей истории и омрачено последними годами его жизни и его смертью. 150 лет назад, 22 сентября (по новому стилю), появился на свет будущий генерал и писатель Пётр Николаевич Краснов

Не будем говорить о его биографии времён Великой Отечественной, поговорим о его творчестве. Точнее, об одном из его произведений. Прежде я уже писал о его романе «Цареубийцы». Теперь же я хочу поведать о его, можно сказать, главном романе – «От Двуглавого Орла к красному знамени».

-2

Это – роман-эпопея, который повествует об истории русского общества и прежде всего Русской Императорской армии, на протяжении более четверти века. Написан он был фактически по горячим следам. Сам автор в предисловии указывает, что начал писать его ещё в годы гражданской войны. Работа постоянно прерывалась отвлечением на военные события. И вот, когда ему пришлось уже оказаться в эмиграции, Краснов роман дописывает и выпускает в печать в 1921 году, но в 1922 году выходит второе издание, существенно исправленное им. Именно этот вариант он и считал воплощением своего литературного замысла. И именно этот законченный вариант я и прочёл.

"Война и мир". Иллюстрация Дмитрия Шмаринова.
"Война и мир". Иллюстрация Дмитрия Шмаринова.

Краснов не скрывает, что он ориентировался на роман Льва Толстого «Война и мир» как образец для подражания. Причём, стоит отметить, что не было ещё написано в то время знаменитых романов-эпопей о событиях начала ХХ века, описывавших Первую мировую войну, революцию и гражданскую войну. Не было потрясающего «Тихого Дона». Только ещё начинал работать над «Хождением по мукам» Алексей Толстой. Не было «Белой гвардии» Булгакова. Не было, конечно же, и «Доктора Живаго» Бориса Пастернака. И ещё долго было до «Красного колеса» Александра Солженицына. Это был первый подобный роман в русской литературе ХХ века – роман о событиях недавнего прошлого, который осмыслял прошедшее и понять, что произошло и куда идти дальше.

-4

Это одно из величайших и потрясающих произведений русской литературы не только ХХ века, но и в целом. То, что оно не знакомо многим, огромному числу русских читателей – это настоящая трагедия. Этот роман написан настоящим учеником Толстого и Достоевского, достойным продолжателем русских литературных традиций. Краснов был талантливым писателем, начавшим писать ещё в конце 1890-х годов. По-настоящему же его творчество определила русская катастрофа, приведшая к кровавой революции с гражданской войной. Это трагическое событие, которое навсегда раскололо нашу историю на период до и период после, очень сильно повлияло на творчество Краснова. Он писал и о русской истории – о Елизавете Петровне, Екатерине Великой, атамане Платове… Но тема Первой мировой, революции и гражданской войны для него всегда оставалась больной и важной темой. (Отмечу, что в 1926 году он был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе)

Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
-5

Эти слова из песни Игоря Талькова могут служить своеобразным рефреном, эпиграфом к книге Краснова. Тем более что главным героем действительно является расстрелянный чекистами генерал, а автор действительно пытается понять – что же случилось? Почему это всё случилось? Причём, что самое главное, он не пытается приукрашать действительность и показывает прежнюю жизнь по всей возможности объективно. Впрочем, мы видим нормально устроенную жизнь, в которой приятно и легко жить – и инфернальный ад, который устроили революционеры. Чётко важна сама идея: Царь – это нормальность, без Царя – разруха и катастрофа. Сегодня это уже стало очевидно. И Россия Николая II воспринимается как нормальный мир, тогда как ленинско-сталинская совдепия – как тюрьма для русского народа, место, где было невозможно свободно купить не то что нормальной, но очень часто и вообще никакой одежды и еды, где не было свободы самовыражения и высказывания, не было просто элементарной свободы полноценно жить так, как тебя хочется. Россия Императора Николая II была страной вполне свободной и развивающейся высокими темпами.

-6

Но рост всегда сопровождается симптомами различных неприятных для организма болезней. И вот одна из таких – при развитии образования стали появляться люди, которые воспринимали всяческую революционную дрянь, впитывали новые учения, пришедшие с Запада и становились нигилистами, безбожниками, которые хотят перемен и желают разрушения и отмены армии. Спокойное существование явно не для них, им охота, чтобы грянула буря. И буря грянула – и для тех, кто желал этого ничего хорошего не принесла. Революция уничтожила нормальную человеческую жизнь и разрушила быт людей, перемолола их самих, сломала судьбы и погубила множество жизней. В романе встречаются образы и сцены выписанные настолько ярко, что просто поражают воображение. Так сильно написать и подать – не каждый может. И на его фоне часто что-то из прочтённого ранее кажется уже вторичным на фоне этой эпопеи. Какая-нибудь «Пятая империя» кажется откровенно слабой попыткой подражания. А халтурщик Акунин-Чхартишвили даже не вторичен, а третичен.

-7

В 1917 году к власти пришли большевики, которые нанесли страшный удар по русской культуре, по русской традиции. И на обломках того, что осталось, стали создавать своё. На месте разрушенной, расстрелянной, запрещённой и ушедшей в эмиграцию русской классической культуры, которую хотели «сбросить с парохода современности», образовалась так называемая «и.о.-литература». На место талантливых русских писателей и поэтов, имевших отличный культурный багаж и учившихся у предшественников, встали порой небесталанные, но совершенно иные писатели и поэты, часто совершенно ужасающие и антирусские. И они должны были замещать ту нишу, из которой были изгнаны «неправильные» творцы. У кого-то выходило, у кого-то нет. И вот, по сути, перед нами вместе прекрасной русской литературы, обильно и бурно развивающейся, вставало творчество крайне низкопробное, с редкими бриллиантами в этой грязи. А в это самое время пыталась развиваться в изгнании, на чужбине пытались сохранить русское слово и русскую литературу, но тоже далеко не у всех это получалось в полной мере. Но сегодня что же дают нашим детям в школе? Кроме классики им по-прежнему пихают всякую дрянь из произведений «прогрессивных писателей» и «модных литераторов» прошлого. По сути, школьная литературная программа до сих пор строится по советским принципам. Чернышевского с его «Что делать?» уже нет, но остались там «страдалец за народ» Некрасов, «пролетарский поэт» Маяковский, «буревестник» Горький… Довлеет оценочность критика Белинского, который в советское время был непререкаемым авторитетом в вопросах оценки тех или иных литературных произведений. И вот такие писатели, как Краснов, в эту всю картину не вписываются.

-8

Роман буквально пропитан идеями Монархии и Христианства. И положительные герои, выведенные у Краснова, как раз являются монархистами и православными. Хотя вот Саблин сомневается в вере из-за жизненных испытаний и трудностей, но потом возвращается – и уже навсегда. Также нельзя отделаться от мысли, что положительные персонажи у Краснова наполнены жизнью, они часто совершают неприятные вещи и являются сами порой неоднозначными. Но вот у него появляется отрицательный герой – Виктор Коржиков. И у него нет ничего положительного. Обычно у отрицательных героев всегда что-то есть такое, что вызывает симпатию, может привлечь кого-то. А тут я не увидел вообще ничего, что бы заставило хотя бы немного посочувствовать, попытаться хотя бы понять его, даже если оправдать его нельзя. Разве что то, что он потерял мать и быть насильно оторван от своего отца и воспитан в мерзости и гадости. Однако это так ничтожно и совершенно не прокатывает и просто растворяется в океане мерзости и гадости. Вот как можно сочувствовать мрази, которая насилует семилетнюю девочку и не только не испытывает никакой вины или раскаяния, а даже и бахвалится этим, ведь это «буржуйка». В нём нет ничего человеческого, причём, изначально – он не крещён и не воспитан в русской традиции, ему не привиты традиции и моральные нормы. И он подсознательно чувствует в героическом Нике Полежаеве своего врага, который сильнее его морально – и это читатель прекрасно видит. И если Осетров имеет возможность раскаяться, в нём ещё осталось человеческое, русское, ему даётся шанс спастись, то вот Коржиков так и умирает нераскаявшимся. И когда он умирает от пули Полежаева, испытываешь огромное облегчение, что эта тварь дикая наконец-то избавила наш мир от своего присутствия.

верный до смерти - граф Фёдор Кеплер, кавалерийский генерал, первая шашка России.
верный до смерти - граф Фёдор Кеплер, кавалерийский генерал, первая шашка России.

Зато положительные герои тут заслуживают внимания. Ну, конечно же, главный герой романа – генерал Александр Саблин, который является примером русского генерала, идеальным слугой Отечества. Но он не является сам по себе идеальным человеком. В начале романа он наивный прекраснодушный юноша, в конце романа и жизни – опытный старый вояка, человек с чёткими принципами. Автор показывает как человека не чуждого удовольствиям, сомневающегося в Вере в Бога – но потом Саблин становится примерным семьянином, а затем и обретает утраченную Веру. Автор вообще явно старается равняться на Достоевского в этом вопросе. У него есть несколько глав, где отец Василий возвращает ему утраченную веру в Бога, излагая взгляды Термена, в том числе и христианский взгляд на социализм и коммунизм. Это один из крайне интересных моментов романа, который хочется рекомендовать читателю, чтобы он понял, почему все разговоры Геннадиуса Зю про «первого революционера Христа» не что иное, как кощунство и непонимание сути христианства.

Петя Ростов
Петя Ростов

Но, пожалуй, один из ярких и запоминающихся персонажей романа – это, конечно же, рыцарь без страха и упрёка Алёша Карпов. Можно сказать, что это не такой уж частый для нашей литературы образ рыцаря. Это прекраснодушный, чистый и отважный юноша, готовый умереть за Отечество и за свою любовь. Причём любить – так королеву, точнее – Великую княжну Татьяну Николаевну. Это молодой человек, убеждённый монархист, в чём-то наивный, смелый и решительный – тот, кого так не хватало в феврале 1917 года. Часть романа, описывающая фронтовые похождения Алёши и его любовь к Великой княжне – это одни из лучших его страниц. Это одно из лучших описаний любви, настоящей и чистой, в русской литературе. Алёша Карпов появился в литературе, которая уже породила Петрушу Гринёва и Петю Ростова, а также Алёшу Карамазова (имя тут явно неспроста) – он мог появиться только в такой великой литературе.

Корнет Дмитрий Малама
Корнет Дмитрий Малама

Прототипом Алёши Карпова, вполне вероятно, был вполне конкретный человек – сын наказанного атамана Кубанского казачьего войска Якова Дмитриевича Маламы Дмитрий Яковлевич Малама. Он окончил Пажеский корпус и поступил корнетом в Лейб-гвардии Уланский Её Императорского Величества Александры Феодоровны полк. В первую же неделю Первой мировой войны проявил героизм в атаке превосходящих сил противника, был тяжело ранен в ногу, но поля боя не покинул. За этот бой был награждён Георгиевским оружием (золотой саблей) с надписью «За храбрость». Был отправлен на излечение в Царскосельский госпиталь. Оружие он получил лично из рук Государыни, шефа полка. Лежавший с ним в одной палате Степанов вспоминал:

«Малама был молод, румян, светловолос. Выдвинулся перед войной тем, что, будучи самым молодым офицером, взял первый приз на стоверстном пробеге (на кобыле «Коньяк»). В первом же бою он отличился и, вскорости, был тяжело ранен. В нем поражало замечательно совестливое отношение к службе и к полку, в частности, Он только видел сторону «обязанностей» и «ответственности». Получив из рук Императрицы заслуженное в бою Георгиевское оружие, он мучился сознанием, что «там» воюют, а они здесь «наслаждаются жизнью». Никогда ни в чем никакого чванства. Только сознание долга». Великая Княжна частенько задерживалась у постели Дмитрия: «обыкновенно Княжны уходили из перевязочной раньше Матери и, пройдя по всем палатам, садились в нашей, последней, и там ждали Её. Татьяна Николаевна садилась всегда около Маламы».
Великие княжны Татьяна и Анастасия и Ортипо.
Великие княжны Татьяна и Анастасия и Ортипо.

В октябре 1914 года Малама подарил Великой Княжне Татьяне французского бульдога Ортипо (сучка по половой принадлежности). Вот что пишет в дневнике от 12/25 октября 1914 года она сама:

«Утром были у Обедни. До этого говорила по телефону с Маламой. Завтракали с Папа и Мама. Днем гуляли с сестрами и Папа, Мама в экипаже. В 4 часа поехали в Гусарский лазарет к раненым. Мы поехали к Ане к чаю, там были Шведов и Виктор Эрастович. Аня мне привезла от Маламы маленького французского бульдога, невероятно мил. Так рада».

В своём дневнике она называла его «душкой». Государыня также симпатизировала Маламе. Она писала в письме Государю следующее:

«Мой маленький Малама провёл у меня часок вчера вечером, после обеда у Ани. Мы уже 1 1/2 года его не видали. У него цветущий вид, возмужал, хотя всё ещё прелестный мальчик. Должна признаться, что он был бы превосходным зятем — почему иностранные принцы не похожи на него?»

(6/19 января 1916 года). После прихода к власти большевиков, Малама смог пробраться на юг, где влился в ряды Белой армии, где командовал эскадроном в своём полку в составе Сводно-Горской дивизии. После получения известий о расстреле горячо любимой им Великой княжны Татьяны Николаевны (Ортипо, дар любви, сопровождала Великую княжну в ссылку и погибла вместе со своей хозяйкой), отчаянно искал смерти в бою (как был готов умереть в бою Алёша Карпов). И нашёл её 15 июля 1919 года, во время конной атаки на позиции красных под Царицыным. Такова была судьба реального прототипа Алёши Карпова.

-13

Книга написана вообще довольно интересно и ярко. Тут и сочные и красочные описания природы, тут и довольно нелицеприятные описания того же Ленина, описанию жизни которого автор посвящает целую главу. Тут и натуралистические подробности большевицких зверств. Здесь исковерканные судьбы, угодившие под революционный джаггернаут, которые вызывают искреннее сочувствие. Порой книгу становится очень тяжело читать и тебе хочется просто отложить её в сторону. Но всё равно продолжаешь читать и переживать страдания героев и плакать над теми, кто трагически погиб. Воистину, такой роман действительно мог написать человек, воспитанный во вселенной Достоевского, Толстого, Гоголя и других русских классиков. Но трагедия была в том, что на место русской литературы, сильно пострадавшей от революции и гражданской войны, пришла новая, советская литература, в которой тщательно вымарывалось всё талантливое и сомневающееся. На место действительно талантливых авторов пришли средние и откровенно бездарные, зато «идейно правильные». Основателем соцреализма стал некогда модный литератор и драматург Максим Горький (Алексей Пешков), который был большевиком и принимал активное участие в революционной деятельности. Неугодные авторы изгонялись, подвергались травле. Немалое их число закончило жизнь в ГУЛАГе. Тем, кому повезло, сумели уехать за границу. Кому-то повезло умереть своей смертью в безвестности – но не от рук палачей. Также тщательно советская власть следила, чтобы граждане СССР не читали «вредной» и «идеологически чуждой» литературы. Знакомство русского читателя с книгами Краснова состоялось уже в начале 1990-х, когда стало возможно издавать всё, что угодно.

Полковник Евгений Миллер, командир 7-го гусарского Белорусского полка
Полковник Евгений Миллер, командир 7-го гусарского Белорусского полка

Открывая для себя книги Краснова, мы видим ту русскую литературу, которую нас на долгие годы лишили большевики. Ведь если бы не они, то он не был бы в эмиграции, не стал бы сотрудничать с немцами и не закончил бы свои дни в советской тюрьме. Кстати, когда его в этом контексте вспоминают большевики, захватившие в России власть на немецкие деньги и сыгравшие на руку тем же немцам, подписавшие позорный Брестский мир, то хочется вот сказать, что уж точно не им его осуждать. Уж мы, русские, сами как-нибудь разберёмся и отделим агнцев от козлищ – и, не одобряя сотрудничество с немцами, воздадим Краснову должное как замечательному русскому писателю. И эта оценка совершенно справедлива, поскольку его книги говорят тут сами за себя.

Вне всякого сомнения, роман «От Двуглавого Орла к красному знамени» является одним из лучших произведений русской литературы. Книга, написанная человеком глубоко переживающим за свою страну и её судьбу, вызывает огромное впечатление у читателя. Невозможно остаться равнодушным при её прочтении. Собственно, это я и советую сделать непременно.