2019 год богат на литературные юбилеи, на круглые даты со дня рождения немалого числа русских писателей. Но есть один автор, юбилей которого в этом году отмечаться широко не будет, да и вообще не особо и будет. И понятно, по какой причине. Имя его связано. Увы, не с самыми лучшими страницами нашей истории и омрачено последними годами его жизни и его смертью. 150 лет назад, 22 сентября (по новому стилю), появился на свет будущий генерал и писатель Пётр Николаевич Краснов
Не будем говорить о его биографии времён Великой Отечественной, поговорим о его творчестве. Точнее, об одном из его произведений. Прежде я уже писал о его романе «Цареубийцы». Теперь же я хочу поведать о его, можно сказать, главном романе – «От Двуглавого Орла к красному знамени».
Это – роман-эпопея, который повествует об истории русского общества и прежде всего Русской Императорской армии, на протяжении более четверти века. Написан он был фактически по горячим следам. Сам автор в предисловии указывает, что начал писать его ещё в годы гражданской войны. Работа постоянно прерывалась отвлечением на военные события. И вот, когда ему пришлось уже оказаться в эмиграции, Краснов роман дописывает и выпускает в печать в 1921 году, но в 1922 году выходит второе издание, существенно исправленное им. Именно этот вариант он и считал воплощением своего литературного замысла. И именно этот законченный вариант я и прочёл.
Краснов не скрывает, что он ориентировался на роман Льва Толстого «Война и мир» как образец для подражания. Причём, стоит отметить, что не было ещё написано в то время знаменитых романов-эпопей о событиях начала ХХ века, описывавших Первую мировую войну, революцию и гражданскую войну. Не было потрясающего «Тихого Дона». Только ещё начинал работать над «Хождением по мукам» Алексей Толстой. Не было «Белой гвардии» Булгакова. Не было, конечно же, и «Доктора Живаго» Бориса Пастернака. И ещё долго было до «Красного колеса» Александра Солженицына. Это был первый подобный роман в русской литературе ХХ века – роман о событиях недавнего прошлого, который осмыслял прошедшее и понять, что произошло и куда идти дальше.
Это одно из величайших и потрясающих произведений русской литературы не только ХХ века, но и в целом. То, что оно не знакомо многим, огромному числу русских читателей – это настоящая трагедия. Этот роман написан настоящим учеником Толстого и Достоевского, достойным продолжателем русских литературных традиций. Краснов был талантливым писателем, начавшим писать ещё в конце 1890-х годов. По-настоящему же его творчество определила русская катастрофа, приведшая к кровавой революции с гражданской войной. Это трагическое событие, которое навсегда раскололо нашу историю на период до и период после, очень сильно повлияло на творчество Краснова. Он писал и о русской истории – о Елизавете Петровне, Екатерине Великой, атамане Платове… Но тема Первой мировой, революции и гражданской войны для него всегда оставалась больной и важной темой. (Отмечу, что в 1926 году он был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе)
Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
Эти слова из песни Игоря Талькова могут служить своеобразным рефреном, эпиграфом к книге Краснова. Тем более что главным героем действительно является расстрелянный чекистами генерал, а автор действительно пытается понять – что же случилось? Почему это всё случилось? Причём, что самое главное, он не пытается приукрашать действительность и показывает прежнюю жизнь по всей возможности объективно. Впрочем, мы видим нормально устроенную жизнь, в которой приятно и легко жить – и инфернальный ад, который устроили революционеры. Чётко важна сама идея: Царь – это нормальность, без Царя – разруха и катастрофа. Сегодня это уже стало очевидно. И Россия Николая II воспринимается как нормальный мир, тогда как ленинско-сталинская совдепия – как тюрьма для русского народа, место, где было невозможно свободно купить не то что нормальной, но очень часто и вообще никакой одежды и еды, где не было свободы самовыражения и высказывания, не было просто элементарной свободы полноценно жить так, как тебя хочется. Россия Императора Николая II была страной вполне свободной и развивающейся высокими темпами.
Но рост всегда сопровождается симптомами различных неприятных для организма болезней. И вот одна из таких – при развитии образования стали появляться люди, которые воспринимали всяческую революционную дрянь, впитывали новые учения, пришедшие с Запада и становились нигилистами, безбожниками, которые хотят перемен и желают разрушения и отмены армии. Спокойное существование явно не для них, им охота, чтобы грянула буря. И буря грянула – и для тех, кто желал этого ничего хорошего не принесла. Революция уничтожила нормальную человеческую жизнь и разрушила быт людей, перемолола их самих, сломала судьбы и погубила множество жизней. В романе встречаются образы и сцены выписанные настолько ярко, что просто поражают воображение. Так сильно написать и подать – не каждый может. И на его фоне часто что-то из прочтённого ранее кажется уже вторичным на фоне этой эпопеи. Какая-нибудь «Пятая империя» кажется откровенно слабой попыткой подражания. А халтурщик Акунин-Чхартишвили даже не вторичен, а третичен.
В 1917 году к власти пришли большевики, которые нанесли страшный удар по русской культуре, по русской традиции. И на обломках того, что осталось, стали создавать своё. На месте разрушенной, расстрелянной, запрещённой и ушедшей в эмиграцию русской классической культуры, которую хотели «сбросить с парохода современности», образовалась так называемая «и.о.-литература». На место талантливых русских писателей и поэтов, имевших отличный культурный багаж и учившихся у предшественников, встали порой небесталанные, но совершенно иные писатели и поэты, часто совершенно ужасающие и антирусские. И они должны были замещать ту нишу, из которой были изгнаны «неправильные» творцы. У кого-то выходило, у кого-то нет. И вот, по сути, перед нами вместе прекрасной русской литературы, обильно и бурно развивающейся, вставало творчество крайне низкопробное, с редкими бриллиантами в этой грязи. А в это самое время пыталась развиваться в изгнании, на чужбине пытались сохранить русское слово и русскую литературу, но тоже далеко не у всех это получалось в полной мере. Но сегодня что же дают нашим детям в школе? Кроме классики им по-прежнему пихают всякую дрянь из произведений «прогрессивных писателей» и «модных литераторов» прошлого. По сути, школьная литературная программа до сих пор строится по советским принципам. Чернышевского с его «Что делать?» уже нет, но остались там «страдалец за народ» Некрасов, «пролетарский поэт» Маяковский, «буревестник» Горький… Довлеет оценочность критика Белинского, который в советское время был непререкаемым авторитетом в вопросах оценки тех или иных литературных произведений. И вот такие писатели, как Краснов, в эту всю картину не вписываются.
Роман буквально пропитан идеями Монархии и Христианства. И положительные герои, выведенные у Краснова, как раз являются монархистами и православными. Хотя вот Саблин сомневается в вере из-за жизненных испытаний и трудностей, но потом возвращается – и уже навсегда. Также нельзя отделаться от мысли, что положительные персонажи у Краснова наполнены жизнью, они часто совершают неприятные вещи и являются сами порой неоднозначными. Но вот у него появляется отрицательный герой – Виктор Коржиков. И у него нет ничего положительного. Обычно у отрицательных героев всегда что-то есть такое, что вызывает симпатию, может привлечь кого-то. А тут я не увидел вообще ничего, что бы заставило хотя бы немного посочувствовать, попытаться хотя бы понять его, даже если оправдать его нельзя. Разве что то, что он потерял мать и быть насильно оторван от своего отца и воспитан в мерзости и гадости. Однако это так ничтожно и совершенно не прокатывает и просто растворяется в океане мерзости и гадости. Вот как можно сочувствовать мрази, которая насилует семилетнюю девочку и не только не испытывает никакой вины или раскаяния, а даже и бахвалится этим, ведь это «буржуйка». В нём нет ничего человеческого, причём, изначально – он не крещён и не воспитан в русской традиции, ему не привиты традиции и моральные нормы. И он подсознательно чувствует в героическом Нике Полежаеве своего врага, который сильнее его морально – и это читатель прекрасно видит. И если Осетров имеет возможность раскаяться, в нём ещё осталось человеческое, русское, ему даётся шанс спастись, то вот Коржиков так и умирает нераскаявшимся. И когда он умирает от пули Полежаева, испытываешь огромное облегчение, что эта тварь дикая наконец-то избавила наш мир от своего присутствия.
Зато положительные герои тут заслуживают внимания. Ну, конечно же, главный герой романа – генерал Александр Саблин, который является примером русского генерала, идеальным слугой Отечества. Но он не является сам по себе идеальным человеком. В начале романа он наивный прекраснодушный юноша, в конце романа и жизни – опытный старый вояка, человек с чёткими принципами. Автор показывает как человека не чуждого удовольствиям, сомневающегося в Вере в Бога – но потом Саблин становится примерным семьянином, а затем и обретает утраченную Веру. Автор вообще явно старается равняться на Достоевского в этом вопросе. У него есть несколько глав, где отец Василий возвращает ему утраченную веру в Бога, излагая взгляды Термена, в том числе и христианский взгляд на социализм и коммунизм. Это один из крайне интересных моментов романа, который хочется рекомендовать читателю, чтобы он понял, почему все разговоры Геннадиуса Зю про «первого революционера Христа» не что иное, как кощунство и непонимание сути христианства.
Но, пожалуй, один из ярких и запоминающихся персонажей романа – это, конечно же, рыцарь без страха и упрёка Алёша Карпов. Можно сказать, что это не такой уж частый для нашей литературы образ рыцаря. Это прекраснодушный, чистый и отважный юноша, готовый умереть за Отечество и за свою любовь. Причём любить – так королеву, точнее – Великую княжну Татьяну Николаевну. Это молодой человек, убеждённый монархист, в чём-то наивный, смелый и решительный – тот, кого так не хватало в феврале 1917 года. Часть романа, описывающая фронтовые похождения Алёши и его любовь к Великой княжне – это одни из лучших его страниц. Это одно из лучших описаний любви, настоящей и чистой, в русской литературе. Алёша Карпов появился в литературе, которая уже породила Петрушу Гринёва и Петю Ростова, а также Алёшу Карамазова (имя тут явно неспроста) – он мог появиться только в такой великой литературе.
Прототипом Алёши Карпова, вполне вероятно, был вполне конкретный человек – сын наказанного атамана Кубанского казачьего войска Якова Дмитриевича Маламы Дмитрий Яковлевич Малама. Он окончил Пажеский корпус и поступил корнетом в Лейб-гвардии Уланский Её Императорского Величества Александры Феодоровны полк. В первую же неделю Первой мировой войны проявил героизм в атаке превосходящих сил противника, был тяжело ранен в ногу, но поля боя не покинул. За этот бой был награждён Георгиевским оружием (золотой саблей) с надписью «За храбрость». Был отправлен на излечение в Царскосельский госпиталь. Оружие он получил лично из рук Государыни, шефа полка. Лежавший с ним в одной палате Степанов вспоминал:
«Малама был молод, румян, светловолос. Выдвинулся перед войной тем, что, будучи самым молодым офицером, взял первый приз на стоверстном пробеге (на кобыле «Коньяк»). В первом же бою он отличился и, вскорости, был тяжело ранен. В нем поражало замечательно совестливое отношение к службе и к полку, в частности, Он только видел сторону «обязанностей» и «ответственности». Получив из рук Императрицы заслуженное в бою Георгиевское оружие, он мучился сознанием, что «там» воюют, а они здесь «наслаждаются жизнью». Никогда ни в чем никакого чванства. Только сознание долга». Великая Княжна частенько задерживалась у постели Дмитрия: «обыкновенно Княжны уходили из перевязочной раньше Матери и, пройдя по всем палатам, садились в нашей, последней, и там ждали Её. Татьяна Николаевна садилась всегда около Маламы».
В октябре 1914 года Малама подарил Великой Княжне Татьяне французского бульдога Ортипо (сучка по половой принадлежности). Вот что пишет в дневнике от 12/25 октября 1914 года она сама:
«Утром были у Обедни. До этого говорила по телефону с Маламой. Завтракали с Папа и Мама. Днем гуляли с сестрами и Папа, Мама в экипаже. В 4 часа поехали в Гусарский лазарет к раненым. Мы поехали к Ане к чаю, там были Шведов и Виктор Эрастович. Аня мне привезла от Маламы маленького французского бульдога, невероятно мил. Так рада».
В своём дневнике она называла его «душкой». Государыня также симпатизировала Маламе. Она писала в письме Государю следующее:
«Мой маленький Малама провёл у меня часок вчера вечером, после обеда у Ани. Мы уже 1 1/2 года его не видали. У него цветущий вид, возмужал, хотя всё ещё прелестный мальчик. Должна признаться, что он был бы превосходным зятем — почему иностранные принцы не похожи на него?»
(6/19 января 1916 года). После прихода к власти большевиков, Малама смог пробраться на юг, где влился в ряды Белой армии, где командовал эскадроном в своём полку в составе Сводно-Горской дивизии. После получения известий о расстреле горячо любимой им Великой княжны Татьяны Николаевны (Ортипо, дар любви, сопровождала Великую княжну в ссылку и погибла вместе со своей хозяйкой), отчаянно искал смерти в бою (как был готов умереть в бою Алёша Карпов). И нашёл её 15 июля 1919 года, во время конной атаки на позиции красных под Царицыным. Такова была судьба реального прототипа Алёши Карпова.
Книга написана вообще довольно интересно и ярко. Тут и сочные и красочные описания природы, тут и довольно нелицеприятные описания того же Ленина, описанию жизни которого автор посвящает целую главу. Тут и натуралистические подробности большевицких зверств. Здесь исковерканные судьбы, угодившие под революционный джаггернаут, которые вызывают искреннее сочувствие. Порой книгу становится очень тяжело читать и тебе хочется просто отложить её в сторону. Но всё равно продолжаешь читать и переживать страдания героев и плакать над теми, кто трагически погиб. Воистину, такой роман действительно мог написать человек, воспитанный во вселенной Достоевского, Толстого, Гоголя и других русских классиков. Но трагедия была в том, что на место русской литературы, сильно пострадавшей от революции и гражданской войны, пришла новая, советская литература, в которой тщательно вымарывалось всё талантливое и сомневающееся. На место действительно талантливых авторов пришли средние и откровенно бездарные, зато «идейно правильные». Основателем соцреализма стал некогда модный литератор и драматург Максим Горький (Алексей Пешков), который был большевиком и принимал активное участие в революционной деятельности. Неугодные авторы изгонялись, подвергались травле. Немалое их число закончило жизнь в ГУЛАГе. Тем, кому повезло, сумели уехать за границу. Кому-то повезло умереть своей смертью в безвестности – но не от рук палачей. Также тщательно советская власть следила, чтобы граждане СССР не читали «вредной» и «идеологически чуждой» литературы. Знакомство русского читателя с книгами Краснова состоялось уже в начале 1990-х, когда стало возможно издавать всё, что угодно.
Открывая для себя книги Краснова, мы видим ту русскую литературу, которую нас на долгие годы лишили большевики. Ведь если бы не они, то он не был бы в эмиграции, не стал бы сотрудничать с немцами и не закончил бы свои дни в советской тюрьме. Кстати, когда его в этом контексте вспоминают большевики, захватившие в России власть на немецкие деньги и сыгравшие на руку тем же немцам, подписавшие позорный Брестский мир, то хочется вот сказать, что уж точно не им его осуждать. Уж мы, русские, сами как-нибудь разберёмся и отделим агнцев от козлищ – и, не одобряя сотрудничество с немцами, воздадим Краснову должное как замечательному русскому писателю. И эта оценка совершенно справедлива, поскольку его книги говорят тут сами за себя.
Вне всякого сомнения, роман «От Двуглавого Орла к красному знамени» является одним из лучших произведений русской литературы. Книга, написанная человеком глубоко переживающим за свою страну и её судьбу, вызывает огромное впечатление у читателя. Невозможно остаться равнодушным при её прочтении. Собственно, это я и советую сделать непременно.