Внимание!
Это лонгрид, а не развлекательная статья.
В подборке нет инструментов для кондовых сеошников и информации, запрещенной к распространению моим NDA.
Статья периодически дополняется. Upd: 25.02.2019
Что в подборке
В статье перечислены инструменты для вебмастера, которыми пользуюсь я сам. Просмотрите список, добавьте в «Избранное» браузера, чтобы всегда было под рукой.
Есть что добавить? Напишите в комментариях.
Google и Яндекс
Россия — одна из немногих стран, где помимо Google есть отечественная поисковая система Яндекс, занимающая около половины рынка. Поэтому наши вебмастеры вынуждены осваивать два набора инструментов, вместо одного.
В большинстве других стран такой проблемы нет — там только Google.
Справочные материалы поисковых систем
Если хотите детально разобраться в вопросе, то придётся их прочитать. Я сам прочитал всё, включая сопутствующие документы, да ещё и не по разу.
- Принципы работы Google Поиска — рассказано про основы сканирования и индексирования, алгоритмы Google Поиска.
- Google Search Console Help — справка консоли Google Поиска.
- Google Поиск для разработчиков — подборка ресурсов для разработчиков: руководства, ссылки, инструменты.
- Яндекс: Помощь вебмастеру — подборка справочных и обучающих материалов для вебместеров от Яндекса. Читать обязательно.
Консоли вебмастеров поисковых систем
Для больших сайтов особенно актуальными становятся технические вопросы: индексирование (crawling budget), микроразметка, отслеживание и устранение ошибок.
Чтобы помочь вебмастерам, поисковики сделали специальные консоли:
- Google Search Console — консоль Google Поиска. Сейчас параллельно работают две версии: старая и новая. Кое-какие инструменты ещё остаются в старой версии. Например, управление параметрами URL. Для больших проектов и CMS есть Google Search Console APIs с помощью которых можно автоматизировать некоторые операции.
- Яндекс.Вебмастер — аналог от Яндекса. Из особенностей отмечу: региональность, оригинальные тексты, товары и цены, быстрые ссылки, турбо-страницы.
- Bing Webmaster Tools — аналогичный инструмент от поисковика Bing.
- Кабинет вебмастера Mail.ru — минималистичный аналог от Mail.ru.
Зарегистрируйтесь в каждой из них и добавьте заранее подготовленные sitemap.xml. Какие бывают sitemap и как их сделать вы можете узнать из раздела «Справочные материалы».
Счётчики веб-аналитики
Позволяют сделать отчёты, недоступные в консолях вебмастеров:
- Google Analytics — бесплатный счётчик от Google. Из минусов — квоты и ограничения и связанное с ними семплирование. Есть Reporting API v4и Google Analytics Spreadsheet Add-on.
- Яндекс Метрика — бесплатный аналог от Яндекса. Нет семплирования. Есть API Метрики, Logs API с неагрегированными данными.
Справочники организаций
Актуально для так называемых локальных бизнесов, которые подразумевают физическое размещение: офис, магазин и т. п.
- Google My Business — инструмент, позволяющий управлять информацией о компании в сервисах Google. Требуется активация по почте, Google обещает прислать письмо в среднем за 26 дней. На моей памяти ещё ни разу с первого запроса письмо не пришло. Поэтому активация растягивалась на месяцы.
- Яндекс Справочник — подтверждение проходит гораздо быстрее. Рекомендую полностью заполнить профиль.
- Bing places for business — аналог от Bing. Можно создать профиль вручную или импортировать из Google My Business.
Инструменты для тестирования
Есть инструменты, встроенные в консоли вебмастеров. Например, в Яндекс Вебмастере есть:
- — Анализ robots.txt.
- — Анализ файлов Sitemap.
- — Проверка ответа сервера.
- — Удаление страниц из поиска.
- — Проверка мобильных страниц.
- — XML-валидатор.
- — Валидатор микроразметки.
В Google Search Console встроены инструменты тестирования, достаточно выбрать раздел «URL inspection» и указать адрес страницы.
Помимо встроенных, у Google есть отдельные инструменты:
- Page Speed Insights — анализирует содержание веб-страницы и предлагает решения, которые позволят ускорить ее загрузку. Можно прогнать тесты для мобильных и для компьютеров, что особенно актуально для сайтов с включенным mobile-first индексированием. Аналогичным функционалом обладает браузерное расширение Lighthouse для Google Chrome. См. так же Lighthouse in Chrome DevTools. Будет полезно изучить общую информацию в отчётах Google Analytics → Behavior → Site Speed.
- Mobile-Friendly Test — название говорит само за себя. Опять же особенно актуально для сайтов с включенным mobile-first индексированием.
- Rich Results Test — вы можете узнать, какие расширенные результаты могут быть созданы на основе структурированных данных страницы. Это бета-версия, поэтому проверяет не все типы данных.
- Structured Data Testing Tool — проверяет, что разметка структурированных данных на странице оформлена правильно.
- AMP Test — проверяет, что на AMP-страницах нет ошибок и для них доступны специальные функции AMP в Google Поиске.
Монетизация трафика
Это базовые инструменты, без ротаторов и прочего программатика:
- Google AdSense — монетизация трафика веб- и AMP-страниц. Есть Native и рекомендательные блоки.
- Google AdMob — монетизация в мобильных приложениях.
- Яндекс Рекламная сеть — система размещения рекламы на сайтах, в мобильных приложениях и приложениях Smart TV. Выкупит практически неограниченный трафик, fill rate 98% и выше.
Инструменты монетизация для паблишеров — NDA.
Поиск для сайта
Есть вариант сделать свой поиск с предиктором, автокомплитом и коррекцией ошибок. Например: Elasticsearch или Sphinx . Это отличные сервисы, но внедрять и поддерживать их долго и дорого.
Есть более быстрый и дешёвый способ — встроить решения от поисковиков:
- Google Система пользовательского поиска — поиск по веб-страницам и изображениям вашего сайта.
- Яндекс Поиск для сайта — аналог от Яндекса.
Для емэйл рассылок
Как выяснилось, среди моих коллег немногие знают про эти инструменты, а зря:
- Google Postmaster Tools — инструмент будет полезен, если вы рассылаете большое количество писем пользователям Gmail. Например сможете видеть, когда пользователи помечают ваши письма как спам.
- Яндекс Почтовый офис — аналогичный инструмент от Яндекса.
Что дальше
Есть что добавить? Напишите в комментариях.
Подписывайтесь на рассылку. Добавляйтесь в друзья в Facebook. Поделитесь статьей с коллегами↓↓↓.