Найти тему

Подборка инструментов для вебмастера

Внимание!
Это лонгрид, а не развлекательная статья.

В подборке нет инструментов для кондовых сеошников и информации, запрещенной к распространению моим NDA.

Статья периодически дополняется. Upd: 25.02.2019

Что в подборке

В статье перечислены инструменты для вебмастера, которыми пользуюсь я сам. Просмотрите список, добавьте в «Избранное» браузера, чтобы всегда было под рукой.

Есть что добавить? Напишите в комментариях.

Google и Яндекс

Россия — одна из немногих стран, где помимо Google есть отечественная поисковая система Яндекс, занимающая около половины рынка. Поэтому наши вебмастеры вынуждены осваивать два набора инструментов, вместо одного.

В большинстве других стран такой проблемы нет — там только Google.

Справочные материалы поисковых систем

Если хотите детально разобраться в вопросе, то придётся их прочитать. Я сам прочитал всё, включая сопутствующие документы, да ещё и не по разу.

Консоли вебмастеров поисковых систем

Для больших сайтов особенно актуальными становятся технические вопросы: индексирование (crawling budget), микроразметка, отслеживание и устранение ошибок.

Чтобы помочь вебмастерам, поисковики сделали специальные консоли:

  • Google Search Console — консоль Google Поиска. Сейчас параллельно работают две версии: старая и новая. Кое-какие инструменты ещё остаются в старой версии. Например, управление параметрами URL. Для больших проектов и CMS есть Google Search Console APIs с помощью которых можно автоматизировать некоторые операции.
  • Яндекс.Вебмастер — аналог от Яндекса. Из особенностей отмечу: региональность, оригинальные тексты, товары и цены, быстрые ссылки, турбо-страницы.
  • Bing Webmaster Tools — аналогичный инструмент от поисковика Bing.
  • Кабинет вебмастера Mail.ru — минималистичный аналог от Mail.ru.
  • У поисковика Спутник на данный момент нет консоли вебмастера.

Зарегистрируйтесь в каждой из них и добавьте заранее подготовленные sitemap.xml. Какие бывают sitemap и как их сделать вы можете узнать из раздела «Справочные материалы».

Счётчики веб-аналитики

Позволяют сделать отчёты, недоступные в консолях вебмастеров:

Справочники организаций

Актуально для так называемых локальных бизнесов, которые подразумевают физическое размещение: офис, магазин и т. п.

  • Google My Business — инструмент, позволяющий управлять информацией о компании в сервисах Google. Требуется активация по почте, Google обещает прислать письмо в среднем за 26 дней. На моей памяти ещё ни разу с первого запроса письмо не пришло. Поэтому активация растягивалась на месяцы.
  • Яндекс Справочник — подтверждение проходит гораздо быстрее. Рекомендую полностью заполнить профиль.
  • Bing places for business — аналог от Bing. Можно создать профиль вручную или импортировать из Google My Business.

Инструменты для тестирования

Есть инструменты, встроенные в консоли вебмастеров. Например, в Яндекс Вебмастере есть:

  • — Анализ robots.txt.
  • — Анализ файлов Sitemap.
  • — Проверка ответа сервера.
  • — Удаление страниц из поиска.
  • — Проверка мобильных страниц.
  • — XML-валидатор.
  • — Валидатор микроразметки.

В Google Search Console встроены инструменты тестирования, достаточно выбрать раздел «URL inspection» и указать адрес страницы.

Помимо встроенных, у Google есть отдельные инструменты:

  • Page Speed Insights — анализирует содержание веб-страницы и предлагает решения, которые позволят ускорить ее загрузку. Можно прогнать тесты для мобильных и для компьютеров, что особенно актуально для сайтов с включенным mobile-first индексированием. Аналогичным функционалом обладает браузерное расширение Lighthouse для Google Chrome. См. так же Lighthouse in Chrome DevTools. Будет полезно изучить общую информацию в отчётах Google Analytics → Behavior → Site Speed.
  • Mobile-Friendly Test — название говорит само за себя. Опять же особенно актуально для сайтов с включенным mobile-first индексированием.
  • Rich Results Test — вы можете узнать, какие расширенные результаты могут быть созданы на основе структурированных данных страницы. Это бета-версия, поэтому проверяет не все типы данных.
  • Structured Data Testing Tool — проверяет, что разметка структурированных данных на странице оформлена правильно.
  • AMP Test — проверяет, что на AMP-страницах нет ошибок и для них доступны специальные функции AMP в Google Поиске.

Монетизация трафика

Это базовые инструменты, без ротаторов и прочего программатика:

  • Google AdSense — монетизация трафика веб- и AMP-страниц. Есть Native и рекомендательные блоки.
  • Google AdMob — монетизация в мобильных приложениях.
  • Яндекс Рекламная сеть — система размещения рекламы на сайтах, в мобильных приложениях и приложениях Smart TV. Выкупит практически неограниченный трафик, fill rate 98% и выше.

Инструменты монетизация для паблишеров — NDA.

Поиск для сайта

Есть вариант сделать свой поиск с предиктором, автокомплитом и коррекцией ошибок. Например: Elasticsearch или Sphinx . Это отличные сервисы, но внедрять и поддерживать их долго и дорого.

Есть более быстрый и дешёвый способ — встроить решения от поисковиков:

Для емэйл рассылок

Как выяснилось, среди моих коллег немногие знают про эти инструменты, а зря:

  • Google Postmaster Tools — инструмент будет полезен, если вы рассылаете большое количество писем пользователям Gmail. Например сможете видеть, когда пользователи помечают ваши письма как спам.
  • Яндекс Почтовый офис — аналогичный инструмент от Яндекса.

Что дальше

Есть что добавить? Напишите в комментариях.

Подписывайтесь на рассылку. Добавляйтесь в друзья в Facebook. Поделитесь статьей с коллегами↓↓↓.