Несмотря на то, что я ушла из школы в клоуны, я не оставляю надежду туда вернуться.
Хотя с каждым годом эта надежда становится все призрачней и призрачней.
Периодически я мониторю вакансии в городских школах и с удивлением обнаруживаю, что вакансий по моей специализации в нашем городе-миллионнике в общем-то немного (3-5 не больше). Хотя на общественные науки: история, обществознание, экономика, МХК - в учебных планах отводится значительное количество часов.
Но факт остается фактом! Вакансий мало, почти нет, а на те, что есть, часто требуют прислать резюме (из чего я делаю вывод, что существует какой-то конкурс на место рядового учителя).
И вся эта ситуация плохо вяжется с новостями о том, что в школах не хватает учителей.
Два года назад я было совсем твердо решила: возвращаюсь! Но снова не сложилось.
Началось все с того, что я задала вопрос иначе: может быть в школах нет нехватки всех подряд учителей, а просто не хватает учителей определенной специализации? Подход оказался продуктивным, выяснилось, что требуются учителя английского языка и начальных классов.
Потом я вспомнила, что глядя в сентябре на восьмиклассников (работала я только в 8-11 классах), всякий раз сокрушалась: "Чему вас только учили предыдущие семь лет?! Почему вы такие НЕВЫУЧЕННЫЕ?!" Пыталась оправдать ситуацию частой сменой учителей в классе.
Но однажды, попав на замену в пятый класс, я обнаружила таких же катастрофически невыученных детей, только что пришедших из начальной школы от одного учителя.
Собственно эти два факта: нехватка учителей начальных классов и желание попробовать свои силы в качестве единственного учителя, решили мою судьбу. Думалось, что на ближайшие пять лет, а оказалось только на три месяца!
Поискав курсы переквалификации, я вычеркнула все дистанционные 3-4-х месячные, заочные 6-и месячные, и остановилась на самых длительных из существовавших - 9-и месячных в родном педуниверситете.
Логика моих размышлений была проста: я учитель с дипломом и стажем преподавания/репетиторства, мне необходимо ВСЕГО ЛИШЬ освоить методику преподавания (русский, математика, чтение и окружающий мир) в начальной школе.
Затем я набираю класс, ответственно учу его изо дня в день, выпускаю через четыре года умнейших мальчиков и девочек! (А как иначе?)
В общем, забегая вперед, мое хождение на курсы закончилось спустя три месяца, я добровольно написала заявление о прекращении обучения. И теперь могу уверенно заявить:
Я НИКОГДА НЕ БУДУ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ! Не в этой жизни!
Выводы к которым я пришла:
1. НЕЛЬЗЯ за девять месяцев освоить методику преподавания русского и математики. Нет, освоить методику, конечно, можно. Нельзя освоить русский и математику КАК НАУКИ за девять месяцев.
Я действительно не представляла, что для преподавания математики семилеткам нужно знать предмет в объеме вузовской программы. И что никакое знание другой дисциплины, например истории, психологии или педагогики, никакие старания и любые благие намерения не заменят знание русского и математики как науки. Все. Точка.
В принципе уже одного этого пункта было бы достаточно, но я продолжу.
2. Учитель начальных классов - это ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК. Он начинает работать с детсадовским возрастом, а выпускает уже подростков. Соответственно в начале пути, в первом-втором классе - он в большей степени воспитатель детского сада, даже няня, частично мама...
К такому повороту событий я была не готова, ведь я всегда работала с детьми старше 13 лет. Я не планировала становиться "частично мамой" для 30 чужих детей, я хотела быть просто учителем.
Да и методики преподавания (абсолютно правильные и необходимые в начальной школе) из серии: "давайте прохлопаем слово, давайте протопаем слово" - это ну... вообще ни разу не мое!
В одной хорошей книге (о ней я расскажу в другой раз) автор, исследуя жизнь в начальной школе, говорит даже об особом мировоззрении учителей начальных классов: романтико-идеалистическом и мистико-оптимистическом, абсолютно необходимом для успеха в работе с младшими школьниками.
Я же оказалась безобразно рациональна!
3. И, наконец, третье - последнее и решающее - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. "Окружающий мир", как предмет начальной школы. Предмет, который нельзя назвать иначе как преступление против детства!
Если первые два месяца курсов я еще тешила себя надеждой, что смогу-сумею осилить русский язык и математику, то на третьем месяце, когда начались занятия по преподаванию "Окружающего мира", я не выдержала. Я бежала от этого безумия!
До сих пор, не перестаю задаваться вопросом: Чьё больное сознание породило этот выкидыш здравого смысла - учебник "Окружающий мир"?
Ну а, самое забавное во всей этой истории, что вместе со мной курсы переквалификации проходили еще 15 человек и практически никто из них НЕ ИМЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (они заканчивали инженерные, экономические, юридические факультеты и проч.).
Более того, некоторые из них УЖЕ ПРЕПОДАВАЛИ в начальной школе второй, третий год! Это кажется фантастикой, но это абсолютная правда.
На мою реплику: "Боже, как же сложно осваивать методику математики!", они махали рукой и успокаивающе заявляли: "Да ты не думай, мы же в школе так не делаем. Просто решаем и решаем...".
Когда же я возмущалась по поводу ненаучности обществоведческой информации учебника "Окружающий мир", они смотрели на меня с недоверием и главным аргументом против моих доводов (а я закончила аспирантуру по истории) у них было: "В УЧЕБНИКЕ так написано, значит так оно и есть!".
Если я когда-нибудь вернусь в школу, я больше не буду удивляться невыученным детям, пришедшим из началки. Ведь сегодня у них очень мало шансов стать по-настоящему образованными. Все против них - учителя-непрофессионалы, безумные учебные программы, сама система!
После знакомства с это системой - преподаванием в начальной школе, я всерьез задумалась о домашнем образовании для своих внуков (если они когда-нибудь у меня будут).
Ушла в бизнес. Не вернусь в школу.
Урок истории в 7 классе глазами студента-практиканта (читаем и рыдаем)
Частная школа в России. Кого она растит?
Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.
Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!