Фильм «Магазинные воришки», как я полагаю, попал в российский прокат по одной лишь причине – в этом году он получил главный приз в Каннах. Это само по себе весьма странно и необычно, потому как в фильме нет ни одного представителя разнообразных, но, несомненно, всеми угнетаемых и срочно нуждающихся в поддержке, меньшинств, и всего два раза в кадре мелькают голые ягодичные мышцы. За перипетиями фестиваля я уже какое-то время не слежу, они там уже совсем ничем не прикрывают своей политической ангажированности, а я такого эксгибиционизма не люблю. Поэтому мне сложно оценить, почему выбор жюри пал на "Воришек", но на результат жаловаться не приходиться – лента дошла до наших больших экранов и это замечательно.
"Магазинные воришки" (Manbiki kazoku) - Хирокадзу Корээда, 2018 год.
Итак, сюжет.
Фильм «Магазинные воришки» рассказывает об одной необычной семье из пяти человек, проживающих в развалюхе и пробавляющихся случайной работой и мелкими магазинными кражами. Начинается история с того, что в дружном коллективе воришек появляется еще один участник – девочка дошкольного возраста, родители которой, постоянно устраивающие пьяные дебоши, совсем ею не интересуются, и даже оставляют сидеть на улице, под дверью крошечной квартиры, чтобы не мешалась. Поначалу, глава семейства приводит ребенка в дом просто на ночлег, из жалости. Но, как говориться, нет ничего более постоянного, чем временное. Ребенок быстро приживается на новом месте и вскоре уже не хочет возвращаться к родной матери.
Дальше режиссер делает то, что получается у него лучше всего, просто последовательно наблюдает за жизнью своих героев, показывая нам их повседневные занятия: тяжелую или сомнительную с точки зрения морали работу (не все знают, но в Японии есть заведения, где можно за деньги подержать девушку за руку или положить голову к ней на колени – очень странный бизнес), эпизоды магазинных краж, домашние хлопоты, разговоры «за жизнь». А между всеми этими делами - человеческие отношения. Постепенно становится понятно, что между этими людьми, называющими себя семьей, нет кровных уз, и связывает их не только антисоциальный образ жизни, но и нечто куда большее. Их преданность друг другу и упрямое желание любить и быть рядом делают их в большей степени семьей, чем любое кровное родство.
Фильм «Магазинные воришки» сочетает столь любимую азиатским кинематографом тему семейных отношений с социальной проблематикой. Маргинализация населения - весьма актуальная проблема для всех развитых стран.
Какое поведение наше общество считает социально одобряемым? Какими качествами нужно обладать, чтобы адаптироваться в современном мире? Может ли современное общество вообще производить здоровых, нормальных людей? Вот вопросы, которые Корээда задает себе и зрителю.
Магазинных воришек можно смело назвать социально дезадаптированными. Они живут, противопоставляя себя обществу, не соблюдая его установлений, нарушая законы. Но к концу фильма за плечами каждого из них обнаруживается травматический жизненный опыт, который они пережили в одиночестве, так и дождавшись помощи от окружающих, в том числе и тех, кто обязан был помочь. Магазинные воришки Корээды - это ненужные даже собственным семьям, лишние в большом мире люди, к которым в минуту нужды общество само повернулось спиной. Но они не умерли и не исчезли, вместо этого они сплотились и создали свое собственное миниатюрное общество, своеобразное убежище для отщепенцев, устроенное по собственным законам и соображениям о справедливости и любви. В каком-то смысле это можно расценить как тихий бунт маленьких людей против черствости и несправедливости большого мира.
Но всякий бунт обречен рано или поздно быть подавленным. И когда око государства обращается на криминальное семейство, вопрос этих лишних людей решается быстро и безжалостно. Государственная машина прокатывается по героям как паровой каток, быстро определяя кого посадить в тюрьму, кого вернуть родителям, кого распределить в семейный детский дом. Для чиновников все просто, у них есть инструкции и методички, с помощью которых можно разрешить любую ситуацию. Инструкции не могут ошибиться.
Но станет ли жизнь детей лучше, после того как государство их облагодетельствует? Конечно, мальчик пойдет в школу, получит опыт социализации и возможность найти своих настоящих родителей, но не придет ли вместе с этим цинизм и озлобление, понимание того, что он никому не нужен? И что ждет девочку, вернувшуюся к матери, которой на нее наплевать? Корээда не дает однозначного ответа на вопрос о том, как в дальнейшем сложится судьба его героев. С одной стороны их образ жизни и впрямь не сочетается с общественными нормами настолько, что печальный конец очевиден. Но с другой – в своем квази-семейном коллективе герои фильма, особенно дети, получают опыт межчеловеческого общения, который сложно, а порой просто невозможно получить в рамках «официального», нормального общества, где лицемерие и формализм довлеют над порывами человеческого сердца.
З.Ы.: Очень интересный и отлично снятый фильм о противоречиях современного общества, парадоксально сочетающего гуманистическую риторику с глубоко формальной и часто бесчеловечной практикой.