Конец зимы – самое время задуматься о покупке товаров для летнего досуга. Перед началом сезона многие рыболовные магазины предлагают хорошие скидки на инвентарь, и не грех ими воспользоваться. Выбор лодки для рыбалки – задача несложная даже для новичка, но со своими нюансами. Речь пойдет о надувных (ПВХ) плавсредствах. Ведь металлические, композитные и жестко-корпусные маломерные суда – это дороговато, не всегда удобно, и часто излишне для новичка. Как выбрать резиновую лодку для рыбалки – сейчас разберемся.
Читайте также: Лучшие места для активного отдыха на основе отзывов
Законодательные нюансы
Начать выбор рыболовной лодки стоит с изучения юридической составляющей. В РФ законы довольно благосклонны к рыбакам-любителям. В России не нужно регистрировать малые суда, массой до 200 кг, оборудованные мотором до 8 кВт (чуть больше 10 л.с.). Под это определение подпадают практически все надувные лодки для рыбалки. Для управления ими не нужно иметь соответствующее удостоверение.
Украинские законы строже российских. Регистрации подлежат любые плавсредства, оборудованные мотором, или даже транцем под его установку. Исключение составляют маломерные надувные суда для рыбалки, длиной до 2,5 метров и грузоподъемностью до 225 кг.
Схожие законодательные ограничения действуют и в Беларуси. Грузоподъемность должна не превышать 225 кг, мотор – отсутствовать. Единственное, длина судна может быть чуть больше, до 2,8 метров. Такие ограничения существенно снижают выбор, если вам не хочется бюрократической возни. Поэтому будьте внимательны.
Чтобы не иметь проблем с регулирующими органами, покупайте плавсредство в магазине, предоставляющем документы. В комплекте должны идти гарантийный талон, бумаги с характеристиками (сертификат, паспорт, etc.), и товарный чек, подтверждающий факт покупки. С ними вы сможете легко доказать представителям органов, что данное средство принадлежит вам и подпадает под категорию судов, не подлежащих регистрации.
Размеры и форма
Размеры лодки для рыбалки выбирайте по пассажировместимости. Для комфортного передвижения и ловли следует исходить из расчета около метра длины кокпита (внутреннего пространства) на человека. Грузоподъемность, при этом, зависит от длины судна и объема (диаметра) баллонов, обычно составляя 100+ кг на человеко-место.
На грузоподъемность можно не обращать особого внимания, но украинцам и беларусам стоит присматриваться к моделям, в документах которых заявлено значение меньше 225 кг. Дело в том, что любая резиновая лодка на практике, на тихой воде, способна выдержать и больше паспортной нагрузки, это запас для безопасности. Можно быть уверенным, что рассчитанное на 200 кг судно выдержит и 250.
При выборе короткой лодки на 1-2 человек, для рыбалки на спокойной воде, можно присмотреться к широким моделям. Ведь при равной дине полезная ширина кокпита у разных моделей может отличаться в пределах пары десятков сантиметров.
Широкие плавсредства позволяют и в требования закона вписаться, и обеспечивают больше полезного места. Единственный нюанс заключается в удобстве гребли: для перемещения по быстрой воде на двух веслах они могут быть неудобны, из-за чуть большей нагрузки на руки.
Читайте также: Как ухаживать за бассейном, чтобы вода всегда была чистой
Конструкция и материалы
По поводу лодочных материалов можно долго спорить, но однозначного ответа, что же лучше, так и не найти. Промышленность давно умеет делать прочный и недорогой армированный ПВХ, и производить изделия из него.
Прямой взаимосвязи между плотностью материала, количеством слоев (тут, вообще, все зависит от методики подсчета, так как по разным критериям он может быть и трехслойным, и пятислойным), часто нет. А вот между плотностью и весом – есть. Чем тоньше он – тем легче будет посудина. А это бывает важно при перевозке.
Главное – смотрите отзывы, репутацию бренда, проверяйте сертификацию. Это гораздо важнее, чем сравнивать на бумаге количество грамм на метр. Также избегайте продуктов непонятного происхождения, подозрительно дешевых. Они могут быть изготовлены из неармированного ПВХ, годящегося разве что для производства пляжных матрасов и плавательных кругов.
При выборе конструкции важно количество баллонов. Чем их больше, тем выше отказоустойчивость судна. Один – совсем несерьезно, если вы не хотите понырять, случайно наткнувшись на корягу или вспоров баллон блесной. Лучше два, три и больше. Правда, у многобаллонных конструкций есть маленький минус: их чуть дольше накачивать и сдувать.
По бортам судна могут располагаться привальные брусы и/или страховочный леер. Первые обеспечивают защиту баллонов от повреждений при швартовке или движении «впритирку» к камышам, вторые частично исполняют ту же функцию, но также облегчают вытаскивание лодки и играют роль спасательного троса. Брус – дело добровольное, а леер точно не будет лишним. Ведь одно дело – раздетым поплавать летом, и совсем другое – свалиться в холодную воду в полном обмундировании осенью.
Днище может быть мягким, надувным, сланевым или жестким. Первые два варианта облегчают вес комплекта, удешевляют продукт (хотя есть и дорогие надувные варианты), но менее устойчивы при перемещении. Слань и другие жесткие конструкции делают более удобными движения в лодке, но увеличивают габариты в сложенном виде.
Размеры и вес в «походном положении» важны, если вы добираетесь на рыбалку без авто, или на машине с маленьким багажником. В таком случае важны каждый сантиметр и килограмм, так как пробираться к водоему с тяжелой сумкой и рюкзаком со снастями – то еще удовольствие. Даже обычная двухметровая лодочка, без жесткого дна, в сложенном виде имеет около метра длины и больше 10 кило веса.
Читайте также: Сплав на байдарках по реке Северский Донец
Посадка и управление
Количество сидений зависит от пассажировместимости, но сами они могут быть и жесткими, и надувными. Плюсы и минусы – те же, что и в случае с днищем. Важным является тип посадки лавочки. Фиксированная может быть устойчивее, жестче. Но передвижное сидение можно перемещать взад-вперед, чтобы или сесть на удобном расстоянии от уключин для гребли, или оставить перед собой больше места для снастей и улова.
Весла и уключины для них могут присутствовать в комплекте или нет, иметь разные размеры, тип и форму. Это тот компонент, на котором можно слегка сэкономить, в зависимости от условий. Для рыбной ловли на тихих водоемах, пересекаемых в несколько взмахов весла, не обязательно переплачивать.
Совсем другое дело – реки с ощутимым течением, пруды и озера большой площади. Для комфортной и безопасной рыбалки на них нужно иметь и уключины по бокам, и пару полноценных (длинных) весел. Сами весла, желательно, должны иметь положительную плавучесть, чтобы не тонуть при падении в воду.
Заключение
Схожие модели лодок для рыбалки поставляются с разной комплектацией. Весла, уключины, слань, сидения, весла, леер, насос и т.д., могут как присутствовать, так и нет. За счет них можно сэкономить, но только если у вас есть соответствующие аксессуары, или вы знаете, где купить аналоги дешевле.
Приветствуется наличие ремкомплекта. Ведь используемые материалы и клеи могут немного отличаться у разных фирм. А если в комплекте имеются подобранные производителем заплаточная ткань и клей – можно быть уверенным, что баллон получится надежно залатать при проколе.
Выбирая лодку для рыбалки, учитывайте уровень и частоту занятий этим хобби. Если вы привыкли выбираться на водоемы нечасто, нет никакого смысла переплачивать. Даже бюджетные модели в таком режиме (и при правильном хранении) трудятся годами. Напротив, если вы не представляете летних выходных без водоема – стоит взять модель от проверенного бренда, с хорошей репутацией и отзывами, чтобы ее не пришлось менять через сезон.