Пытаюсь выкопать из памяти эпитет для гор, которые вижу на Колыме, но выясняется, что подходящего слова нет. Тогда напрягаюсь, чтобы выдумать это слово, но тоже безуспешно. Все они слишком меленькие. И даже слово "грандиозно". Единственный вариант, приблизительно напоминающий то, что я чувствую - громко, изо всех сил крикнуть долгое "ооо..."
Столица Колымского края встретила великую княгиню ковровой дорожкой, администрацией в полном составе, военным оркестром и почетным караулом с иконой. Караул по команде, передавая друг другу фуражки, приложился к мощам вслед за работниками аэропорта.
Губернатор пришел уже к храму. С собой он захватил внучку, которая вообще не понимала, что за праздник творится вокруг, и с особым рвением жевала резинку. Детей вообще было много - они висли на церковной ограде, сидели на травке, свешивались из колясок.
Очередь приложиться незаметно подобралась к самому губернатору. После просвещения епископом Гурием относительно того, как следует действовать, подходя к мощам, тот с трудом перекрестился, всё перепутав, и прислонился к ковчегу, а потом подробно пересказал народу биографию Елизаветы Федоровны.
Выступавшие вслед за губернатором епископы осторожно говорили о единстве Церкви, а прихожане о том, кто тут к кому приехал. "Мученица к мученикам", - проронила какая-то старушка.
"Баржи приходили в Ногаевскую бухту с зеками, и отсюда мостили дорогу, строили, умирали - тут все дороги усеяны костьми, все их руками сделано, тут вмерзшие души по всей Колыме, - отозвался какой-то мужик. - Море здесь прогревается только до 4 градусов - в такой воде человек живет две минуты, так что если в трюме зек не умирал, если в море не топ, то был у него шанс пережить своего конвойного. Разные люди тут полегли, всех убеждений и без убеждений вовсе - Колыма их примирила, что ли".
К ночи вокруг храма обвивался длинный хвост, метров на триста - люди шли к "своей святой". К святой и равной, пусть и княгине, умершей, как умирали тут, на Колыме - в забвении, в унижении, один на один с собственной совестью. Обо всем этом мне говорили в очереди - говорили очень простым языком, без метафор и красот. Все женщины в косынках - здесь это святое правило, хотя бы и с сигаретой в руке и особым зазывным хохотком сквозь зубы.
Тем временем светские власти Магадана стремились всеми доступными путями выразить свою радость по поводу визита к ним "таких важных паломников" - сенаторов, депутатов Думы, банкиров и глав всяческих фондов. Всех их хозяева погрузили на баржу и увезли в море - пировать. Хмель развязывает язык. И тогда самый маленький чиновник самого ничтожного ведомства хочет, чтобы обращались к нему непременно по имени-отчеству, и начинает намекать на "страшную секретность" нищего края, на то, что "все здесь схвачено и все известно". И бабы во власти - все те же колымские хозяйки, только теперь верующие, духовные. Пьяными они становятся быстро, но и хмель у них тяжелый, начальственный. Между чиновниками бродит какой-то монах, невесть как затесавшийся на баржу. Странный монах, неблаголепный - с пеной у рта доказывает, какой, дескать, прекрасной души был человек Николай Иванович Ежов, как оболгали праведника!
Пока продолжалось пиршество, сам ларец с мощами путешествовал по невеселым колымским местам. В колонии АВ 261-4, где содержатся 700 заключенных, осужденных на сроки от 5 до 10 лет, никто толком и не знал, ни что к ним привезли, ни что с этим теперь делать. Шли неуверенно, как подневольные, прикладывали к ларцу иконки и крестики. Зато в одной из погранчастей церковное просвещение оказалось на высоте: офицеры явились к ковчегу с иконами, встали почетным караулом, в очередной раз застыли, сняв фуражки. Затем мощи проследовали в дом-интернат для стариков и детей-инвалидов: так они и шли - малые да старые. Вот дряхлая бабуля потрясает перед ковчегом жестяной кружкой: "А где тут у вас суп наливают?" Отцы в ответ втолковывают, что пища духовная куда важнее. Бабуля обижается.
Что ж, как говорится, на обиженных воду возят. Но только не в этот раз. В каждом городе пребывания святых мощей всё наоборот. Вот и здесь всё по-другому: не на обиженных возят воду, а на воде обиженных.
Интересная статья?
Жмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы продолжить увлекательное путешествие по Дальнему Востоку!