Найти тему

Колыма: страшная секретность нищего края

Пытаюсь выкопать из памяти эпитет для гор, которые вижу на Колыме, но выясняется, что подходящего слова нет. Тогда напрягаюсь, чтобы выдумать это слово, но тоже безуспешно. Все они слишком меленькие. И даже слово "грандиозно". Единственный вариант, приблизительно напоминающий то, что я чувствую - громко, изо всех сил крикнуть долгое "ооо..."

Столица Колымского края встретила великую княгиню ковровой дорожкой, администрацией в полном составе, военным оркестром и почетным караулом с иконой. Караул по команде, передавая друг другу фуражки, приложился к мощам вслед за работниками аэропорта.

Губернатор пришел уже к храму. С собой он захватил внучку, которая вообще не понимала, что за праздник творится вокруг, и с особым рвением жевала резинку. Детей вообще было много - они висли на церковной ограде, сидели на травке, свешивались из колясок.

Очередь приложиться незаметно подобралась к самому губернатору. После просвещения епископом Гурием относительно того, как следует действовать, подходя к мощам, тот с трудом перекрестился, всё перепутав, и прислонился к ковчегу, а потом подробно пересказал народу биографию Елизаветы Федоровны.

Выступавшие вслед за губернатором епископы осторожно говорили о единстве Церкви, а прихожане о том, кто тут к кому приехал. "Мученица к мученикам", - проронила какая-то старушка.

"Баржи приходили в Ногаевскую бухту с зеками, и отсюда мостили дорогу, строили, умирали - тут все дороги усеяны костьми, все их руками сделано, тут вмерзшие души по всей Колыме, - отозвался какой-то мужик. - Море здесь прогревается только до 4 градусов - в такой воде человек живет две минуты, так что если в трюме зек не умирал, если в море не топ, то был у него шанс пережить своего конвойного. Разные люди тут полегли, всех убеждений и без убеждений вовсе - Колыма их примирила, что ли".

К ночи вокруг храма обвивался длинный хвост, метров на триста - люди шли к "своей святой". К святой и равной, пусть и княгине, умершей, как умирали тут, на Колыме - в забвении, в унижении, один на один с собственной совестью. Обо всем этом мне говорили в очереди - говорили очень простым языком, без метафор и красот. Все женщины в косынках - здесь это святое правило, хотя бы и с сигаретой в руке и особым зазывным хохотком сквозь зубы.

Тем временем светские власти Магадана стремились всеми доступными путями выразить свою радость по поводу визита к ним "таких важных паломников" - сенаторов, депутатов Думы, банкиров и глав всяческих фондов. Всех их хозяева погрузили на баржу и увезли в море - пировать. Хмель развязывает язык. И тогда самый маленький чиновник самого ничтожного ведомства хочет, чтобы обращались к нему непременно по имени-отчеству, и начинает намекать на "страшную секретность" нищего края, на то, что "все здесь схвачено и все известно". И бабы во власти - все те же колымские хозяйки, только теперь верующие, духовные. Пьяными они становятся быстро, но и хмель у них тяжелый, начальственный. Между чиновниками бродит какой-то монах, невесть как затесавшийся на баржу. Странный монах, неблаголепный - с пеной у рта доказывает, какой, дескать, прекрасной души был человек Николай Иванович Ежов, как оболгали праведника!

Пока продолжалось пиршество, сам ларец с мощами путешествовал по невеселым колымским местам. В колонии АВ 261-4, где содержатся 700 заключенных, осужденных на сроки от 5 до 10 лет, никто толком и не знал, ни что к ним привезли, ни что с этим теперь делать. Шли неуверенно, как подневольные, прикладывали к ларцу иконки и крестики. Зато в одной из погранчастей церковное просвещение оказалось на высоте: офицеры явились к ковчегу с иконами, встали почетным караулом, в очередной раз застыли, сняв фуражки. Затем мощи проследовали в дом-интернат для стариков и детей-инвалидов: так они и шли - малые да старые. Вот дряхлая бабуля потрясает перед ковчегом жестяной кружкой: "А где тут у вас суп наливают?" Отцы в ответ втолковывают, что пища духовная куда важнее. Бабуля обижается.

Что ж, как говорится, на обиженных воду возят. Но только не в этот раз. В каждом городе пребывания святых мощей всё наоборот. Вот и здесь всё по-другому: не на обиженных возят воду, а на воде обиженных.

Интересная статья?

Жмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы продолжить увлекательное путешествие по Дальнему Востоку!