Ханс Беллмер (1902–1975)- немецкий сюрреалист. Он не слишком известен широкой публике, но тем не менее его творчество оказало довольно серьезное влияние на многих художников, фотографов и музыкантов второй половины 20-го века.
Работать над серией деформированных кукол Беллмер начал в 1933 году. Говорят, что на их создание сподвигло прочтение автобиографической книги Оскара Кокошки «Фетиш» (1925), просмотр пьесы Гофмана "Песочный человек" и нездоровое увлечение своей кузиной - подростком.
Кукла Беллмера была размером с его кузину (140 см). Имела остов из дерева и металла, кисть руки, две стопы, полую голову, туловища, одной руки, двух ног и льняных волос. Но самое главное, все детали не были соединены в единую конструкцию. Беллмер просто собирал из этих частей разные конфигурации и фотографировал их.
Беллмер утверждал, что в играх с манекенами его интересует «механическое движение, приводящее к неожиданным смыслообразующим стыкам». Он обнаружил, что части тела подобны лингвистическим знакам, а каждая поза равна некой сентенции.
В 1934 году 18 фотографий кукол были опубликованы в парижском сюрреалистском журнале «Минотавр». В том же году серия «Die Puppe» («Кукла») была отпечатана крошечным тиражом в частном издательстве.
На родине, в Германии, в эти годы авангардистское искусство было объявлено дегенеративным, и Беллмер эмигрировал в Париж.
По разному можно относится к куклам Беллмера. Сам же он считал их создание своеобразной формой протеста против ханжеской морали "порядочного" буржуазного общества.