Несколько лет назад услышала удивительный факт о железной дороге, проложенной по льду Байкала, и сначала не поверила. Как это - лед, который стоит четыре - пять месяцев в году и железная дорога - вещи, на первый взгляд, несовместимые. Порылась в источниках и, действительно, был такой момент в истории байкальских ледовых переправ.
Во время строительства Транссибирской магистрали дорожники столкнулись с с трудностями по прокладке путей по южной оконечности Байкала, где хребет Хамар-Дабан вплотную подходит к морю. Участок оказался настолько сложным, что было решено проложить временную железнодорожную ветку от Иркутска вниз по Ангаре до порта Байкал и далее вагоны переправлять на восточный берег, используя паромы - ледоколы "Байкал" и "Ангара".
Ледокол "Байкал" в те времена был вторым по грузоподъемности среди подобных судов в мире! Построен он был в Англии на верфи города Ньюкасл и спущен на воду Байкала в 1899 году. Ледокол мог взламывать лед толщиной до 1,3 - 1,4 метра!
Казалось, ледокол "прорубит" себе дорогу всегда, но зима 1904 года выдалась очень морозной, с температурами в январе -42-45 гр. Лед образовался настолько мощный, что даже "Байкалу" он оказался не под силу. Времени ждать тепла не было, так как идущая на востоке русско-японская война требовала бесперебойной поставки военной силы и снаряжения. Тогда -то и было решено проложить временную железнодорожную переправу от порта Байкал до станции Танхой длиной около 70 км. Для ускоренного строительства были мобилизованы крестьяне сел Иркутской губернии и Забайкальской области.
На переправе использовалась конно-тягловая сила: лошади тащили по рельсам вагоны с людьми и паровозы в разобранном виде. По времени переправа занимала весь световой день.
Эта переправа существовала до конца марта, когда пользоваться ей стало уже опасно и свою работу возобновили байкальские ледоколы.
Сохранился рисунок станции "Середина", которую оборудовали посередине пути. На станции было возведено небольшое строение, где можно было обогреться и выпить горячего чая.
Ничего подобного в царской России до этого не строилось. Это был своего рода проект-первопроходец.
Интересен ли был Вам наш материал? Ждём Ваших комментариев!
Будем рады видеть Вас в числе наших подписчиков! А мы, в свою очередь, подарим Вам много занимательного, интересного и вкусного с берегов Байкала!
Ваши голоса придадут нам сил для творчества!
Будем рады Вашим лайкам!