Найти тему
Восточный берег

Железная дорога по льду Байкала - правда или вымысел?

Несколько лет назад услышала удивительный факт о железной дороге, проложенной по льду Байкала, и сначала не поверила. Как это - лед, который стоит четыре - пять месяцев в году и железная дорога - вещи, на первый взгляд, несовместимые. Порылась в источниках и, действительно, был такой момент в истории байкальских ледовых переправ.

Железнодорожная переправа по льду Байкала зимой 1904 года.
Железнодорожная переправа по льду Байкала зимой 1904 года.

Во время строительства Транссибирской магистрали дорожники столкнулись с с трудностями по прокладке путей по южной оконечности Байкала, где хребет Хамар-Дабан вплотную подходит к морю. Участок оказался настолько сложным, что было решено проложить временную железнодорожную ветку от Иркутска вниз по Ангаре до порта Байкал и далее вагоны переправлять на восточный берег, используя паромы - ледоколы "Байкал" и "Ангара".

Пароходы "Байкал" и "Ангара" в порту Байкал.
Пароходы "Байкал" и "Ангара" в порту Байкал.
"Ангара" - один из первых ледоколов в мире. Построен в Англии на пару лет раньше "Байкала".
"Ангара" - один из первых ледоколов в мире. Построен в Англии на пару лет раньше "Байкала".

Ледокол "Байкал" в те времена был вторым по грузоподъемности среди подобных судов в мире! Построен он был в Англии на верфи города Ньюкасл и спущен на воду Байкала в 1899 году. Ледокол мог взламывать лед толщиной до 1,3 - 1,4 метра!

Паром - ледокол "Байкал". Фото с сайта baikaltrain.ru
Паром - ледокол "Байкал". Фото с сайта baikaltrain.ru
Ледокол "Байкал" во льдах.
Ледокол "Байкал" во льдах.
Ледокол "Байкал" готовится к отправлению.
Ледокол "Байкал" готовится к отправлению.

Казалось, ледокол "прорубит" себе дорогу всегда, но зима 1904 года выдалась очень морозной, с температурами в январе -42-45 гр. Лед образовался настолько мощный, что даже "Байкалу" он оказался не под силу. Времени ждать тепла не было, так как идущая на востоке русско-японская война требовала бесперебойной поставки военной силы и снаряжения. Тогда -то и было решено проложить временную железнодорожную переправу от порта Байкал до станции Танхой длиной около 70 км. Для ускоренного строительства были мобилизованы крестьяне сел Иркутской губернии и Забайкальской области.

Порт Байкал.
Порт Байкал.

На переправе использовалась конно-тягловая сила: лошади тащили по рельсам вагоны с людьми и паровозы в разобранном виде. По времени переправа занимала весь световой день.

Эта переправа существовала до конца марта, когда пользоваться ей стало уже опасно и свою работу возобновили байкальские ледоколы.

Станция "Середина" на железнодорожной ледовой переправе.
Станция "Середина" на железнодорожной ледовой переправе.

Сохранился рисунок станции "Середина", которую оборудовали посередине пути. На станции было возведено небольшое строение, где можно было обогреться и выпить горячего чая.

Ничего подобного в царской России до этого не строилось. Это был своего рода проект-первопроходец.

Интересен ли был Вам наш материал? Ждём Ваших комментариев!

Будем рады видеть Вас в числе наших подписчиков! А мы, в свою очередь, подарим Вам много занимательного, интересного и вкусного с берегов Байкала!

Ваши голоса придадут нам сил для творчества!

Будем рады Вашим лайкам!