Найти тему

Портовый район

Оглавление

Я уже показывал, как реальная жизнь порушила плановую застройку и что из этого вышло на примере реконструкции парка и строительства Дома Быта.

Если эта статья у вас не открывается (а у меня в хроме не открывается), то можно прочитать её по частям — начало тут.

Сегодня мы рассмотрим еще одну городскую ситуацию, еще более известную по отдельным частям, но так же не осмысленную.

Сохранился снимок, сделанный немецким летчиком в годы имперской войны. Я отметил большую часть построек на схеме, настоятельно рекомендую ознакомиться перед прочтением.

И так, сегодня мы обсудим портовый район:

Справа вверху склон берега, за кадр уходит улица, сейчас названая Комсомольским спуском.
Справа вверху склон берега, за кадр уходит улица, сейчас названая Комсомольским спуском.

К 1918 году вся низина около моря была промышленной территорией. В первую очередь это были земли порта и иных, связанных с морем организаций, а так же заведения их обслуживающие. Если интересно, план порта 1914 можно посмотреть тут.

К тому времени достаточно развилось железнодорожное обращение: в нашем районе имелось две станции: она крупная располагалась примерно в том месте, где сейчас начинается Пушкинская набережная, и называлась «Азовская Гавань»:

Современный вид и план 1914 года. От станции остался только намек: расположение складов.
Современный вид и план 1914 года. От станции остался только намек: расположение складов.

Вторая станция, совсем небольшая, называлась Таганрог-порт и находилась внизу склона, практически под тем местом, где сейчас стоит памятник Петру Первому.

Она так же не дожила до наших дней: сейчас на её месте ГСК №8.

Сохранившиеся постройки порта

Дореволюционных построек до наших дней дошло совсем не много.

Здание Таганрогской портовой конторы:

Обратите внимание, сколько вокруг места. Сейчас порт упакован  гораздо плотнее.
Обратите внимание, сколько вокруг места. Сейчас порт упакован гораздо плотнее.

Правда здание оказалось зажато портовыми постройками, был надстроен второй этаж. Теперь здесь размещается участок связи. От былой красоты не осталось и следа:

Современный вид. Более детального фото нет: порт режимный объект, просто так туда не пройти.
Современный вид. Более детального фото нет: порт режимный объект, просто так туда не пройти.

Сохранилось здание портовой чайной и столовой. Раньше отдельно стоящее, теперь оно обстроено. В нем размещается Таганрогское управление Азовского бассейнового филиала:

Портовое здание дореволюционной постройки, Комсомольский спуск 2.
Портовое здание дореволюционной постройки, Комсомольский спуск 2.

Приемный покой управления порта так же остался цел:

Справа за забором Приемный Покой Управления Порта.
Справа за забором Приемный Покой Управления Порта.
Современный вид.
Современный вид.

Порт за эти сто лет разрастается, плотность построек растет. Но бреговая линия, линия склона, контуры дорог и ЖД линий остаются прежними:

Тот же снимок 1918 года  с наложенной современной аэрофотосъемкой.
Тот же снимок 1918 года с наложенной современной аэрофотосъемкой.

Яхт-клуб

В 1908 году был построен Яхт-клуб. Деревянное здание простояло две мировые войны и революцию:

Построенное в 1908 году здание Яхт-клуба
Построенное в 1908 году здание Яхт-клуба
Старое здание яхт-клуба в 1930-х
Старое здание яхт-клуба в 1930-х

Только в 1952 году, во время реконструкции бывшей Воронцовской набережной (которая как раз и получила в тот год имя Пушкина) здание сносят.

На его месте выстраивают новое, уже кирпичное:

Новое здание Яхт-Клуба, 1950-е
Новое здание Яхт-Клуба, 1950-е

Которое существует до сих пор:

-12
Справа новое здание Яхт-клуба,  наши дни.
Справа новое здание Яхт-клуба, наши дни.

Паровая фабрика и жилые дома на Комсомольском спуске

Помимо портовых и приморских построек в районе располагалась паровая макаронная фабрика и вальцовая мельница т-ва «В. Мошетти и К°». Это было четырехэтажное здание, где на первых двух этажах размещалась паровая мельница, на верхних — макаронная фабрика.

Паровая мельница. На первом плане здание ресторана (также не сохранилось)
Паровая мельница. На первом плане здание ресторана (также не сохранилось)

В начале 1920-х в Таганрог вступает советская власть. Фабрику национализируют. Новое название фабрики «2-я Гос. мельница и фабрика Совнархоза». В 1930-е название снова меняется, теперь это в Мукомольно-макаронный комбинат. В 1941 году фабрика и подсобные помещения сгорают.

Только в начале 1960-х годов на этом месте строится три жилых дома. Эти дома стоят до сих пор , их адреса 6, 4 и 2А по Крепостному спуску. Это типовые пятиэтажные хрущевки из красного кирпича:

Дома по комсомольскому спуску 6 и 4.  1965 и 1961 годов постройки соответственно.
Дома по комсомольскому спуску 6 и 4. 1965 и 1961 годов постройки соответственно.
Комсомольский спуск 4, 1961 год постройки
Комсомольский спуск 4, 1961 год постройки
Комсомольский спуск 2А, 1962 год постройки.
Комсомольский спуск 2А, 1962 год постройки.

А ранее, еще до войны, в 1930-х, по соседству, на пустыре, строится общежитие судоремонтного завода. Детальных фото нет, но здание попало на снимок времен Второй Мировой Войны:

Фото с Таганрогского маяка.  На переднем плане руины Троицкой церкви.  Справа внизу видно здание общежития
Фото с Таганрогского маяка. На переднем плане руины Троицкой церкви. Справа внизу видно здание общежития

Этот дом сгорел много лет назад, но стоит до сих пор:

Адрес этого дома Портовая 1
Адрес этого дома Портовая 1

Джузеппе Гарибальди и Таганрог

Подробнее о памятнике можно прочитать тут.

Город оправляется после войны, Строятся не только жилые дома, но и развиваются и общественные пространства.

2 июня 1961 года памятная годовщина для советского режима — исполняется сто лет освобождения Италии.

В исторической части города переименовывают Второй Крепостной Переулок (он носит имя итальянца до сих пор). В портовом районе устанавливается памятная стела, разбивается сквер.

Раньше на этом месте было здание корабельной конторы:

Памятник и сквер, 1960-е.
Памятник и сквер, 1960-е.
Фото 1973 года.
Фото 1973 года.
Справа видна узкая полоска гостиницы, к ней мы еще вернемся.
Справа видна узкая полоска гостиницы, к ней мы еще вернемся.

К 1985 году памятник сильно ветшает, профиль заменяется на временный вариант:

Фото до 2009 года. На заднем плане вновь видна гостиница Темеринда до реставрации.
Фото до 2009 года. На заднем плане вновь видна гостиница Темеринда до реставрации.

Который позднее заменяется на тот, что стоит до сих пор:

Современное фото.  Замененный памятник и восстановленная гостиница.
Современное фото. Замененный памятник и восстановленная гостиница.

Морская лестница

Подробнее историю лестницы можно прочитать тут.

Строительство жилых домов, нового, большого яхт-клуба, открытие в 1933 году морского вокзала — все это вынуждает город связать портовый район с исторической застройкой города.

В 1960-ом году принимается решение о необходимости строительства лестницы. Без нее вниз можно спуститься или в обход, по Комсомольскому спуску, или по узкой лестнице около маяка.

В 1964 году выбирают проект Межлумяна, и начинается строительство:

Строительство Морской Лестницы, первая половина 1960-х.
Строительство Морской Лестницы, первая половина 1960-х.

Завершают лестницу с некоторым опозданием, в 1967 году:

-26
Морская лестница ночью
Морская лестница ночью
Морская лестница города Таганрога
Морская лестница города Таганрога

Морской Вокзал

Про морской вокзал подробно можно прочитать тут.

В 1933 году создается Азовское морское пароходство . Под вокзал отдается деревянное здание, ранее принадлежавшее Ростовскому Обществу Пароходства и Торговли:

Морской вокзал в здании Ростовского общества Пароходства и Торговли
Морской вокзал в здании Ростовского общества Пароходства и Торговли
Пирс морского вокзала в 1930-х
Пирс морского вокзала в 1930-х

В 1960-х используется деревянный дебаркадер:

Плавающий пирс морского вокзала
Плавающий пирс морского вокзала

Пассажиропоток неуклонно растет, и к семидесятым годам возникает необходимость строительства нового здания вокзала. Его выстраивают к 1975 году.

На сегодня не ясно, типовой ли это проект, или авторский (и кто авторы):

Вокзал до 1975  года.  Корабль-памятник еще не установлен.
Вокзал до 1975 года. Корабль-памятник еще не установлен.
Вид с берега.
Вид с берега.
Вид с  берега
Вид с берега
Вид с моря, фото не раньше 1977 года.
Вид с моря, фото не раньше 1977 года.

Морская площадь

В 1975 году формируется новая городская площадь. На этой Морской площади около здания вокзала устанавливают памятник с длинным названием «Морякам, участникам боёв за Таганрог в Великой Отечественной войне от благодарных Таганрожцев»:

Вид на морской вокзал.
Вид на морской вокзал.
Площадь Морского вокзала. Здание вокзала и памятник.
Площадь Морского вокзала. Здание вокзала и памятник.
Фотография с судна, вид на морской вокзал.
Фотография с судна, вид на морской вокзал.
-39

Продолжительное время вокзал осуществляет морские пассажирские перевозки. Это широкий спектр услуг: и прогулочные катера, и ближнее обращение (Ростов, Азов, Мариуполь) и дальние рейсы в Грузию и Крым:

-40
-41

Помимо здания вокзала площадь замыкается зданием инженерно-строительного отдела ТМТП.

Данных про это здание найти не удалось, но судя по стилю, построено оно так же в конце семидесятых.

Сейчас оно уродливо, но в достойном виде должно быть хоть и совково, но не плохо:

Гостиница «Темеринда»

До революции в портовом районе, в непосредственной близости от жд платформ и порта, рядом с корабельной конторой располагалось здание таможни.

Таможня на схеме порта
Таможня на схеме порта

Таможня не переживает войну, как и корабельная контора она исчезает из жизни города.

В 1975 году, примерно на этом месте, торцом к памятнику Гарибальди и фасадом к яхт-клубу строят гостиницу «Темеринда»:

-43

«Темеринда» означает «Мать морей», т.к наше море питает своими водами Черное, Черное в свою очередь - Средиземное, а Средиземное питает водами Атлантический океан.

Темериндой называли наше море меоты - древний народ.

Гостиница в 1980-х годах.
Гостиница в 1980-х годах.

Это здание типового проекта, точно такие же гостиницы строились по всему СССР, например в Новочеркасске:

Брат-близнец нашей гостиницы
Брат-близнец нашей гостиницы

Лучшее время приморского района

Нанесем часть объектов на карту, что бы сложилось целостное представление.

Детальнее композицию домов можно посмотреть на викимапии.

Так же я отметил большую часть построек на интерактивной карте тут.

Совмещенная фотография 1918 года и современный аэрофотоснимок
Совмещенная фотография 1918 года и современный аэрофотоснимок

К 1980-м годам портовый район сильно изменился.

Разросся и набрал вес порт.

Помимо общежития из 1930-х годов, появилось новое здание яхт-клуба (1952 год); Был разбит сквер с памятником Гарибальди (1961). Были выстроены жилые дома (1961-1965) . Реорганизована набережная, построена новая Морская лестница (1967).

Вырос новый морской вокзал (начало 1970-х) и сформировалась новая городская площадь с памятником-кораблем (1975) .

Многие здания не пережили войну (таможня, ресторан у основания склона, где сейчас автомобильное кольцо и т. д.)

Как уже говорилось, исчезли ЖД-платформы, теперь грузовые вагоны идут прямо в порт.

Район изменился сильно, но имел, казалось. прекрасные перспективы к дальнейшему развитию.

Казалось бы, что может пойти не так?

Перестройка — дело умных мужчин

Распался СССР. Изменились окружающие реалии. Пришла пора упадка.

Отделилась Грузия и Украина: исчезла потребность в морском сообщении с Крымом, Мариуполем, Батуми.

Да и в целом век пассажирских кораблей пришел к концу: необходимость квалифицированного персонала и дорого топливо не позволили устаревшим судам на подводных крыльях конкуририровать с нахлынувшим потоком автомашин. Исчезла и потребность в морском обращении с Ростовом-на-Дону и Азовом.

Пришедшая в запустение Морская площадь
Пришедшая в запустение Морская площадь

Кризис руководства не позволил сохранить прогулочные катера. Устаревшие машины остро нуждались в модернизации, на которую не нашлось ни денег ни желания. Все суда были проданы или порезаны на металл:

-48

Морской вокзал оказался не у дел. Какое-то время здание сдавалось в частные руки, а затем его передали порту. Деталей известно мало, пишут так:

При молчаливом попустительстве городской и областной власти просто произошёл рейдерский захват. Оказалось, что по каким-то архивным документам советских времён эта территория была отдана городу портом в аренду. И вот теперь они забрали эту территорию обратно.

Площадь Морского Вокзала стала полноценной частью порта:

Справа здание морского вокзала. Также виден забор, ограничивающий территорию порта.
Справа здание морского вокзала. Также виден забор, ограничивающий территорию порта.

Корабль оставили городу, отрезав от бывшей морской площади маленький кусочек.

Памятник, установленный с расчетом, что на него будут смотреть с пирса и площади перед вокзалом, оказался теперь в маленьком тупичке у моря. Это лишило его большей части красоты. Максимально отдалится от корабля можно примерно так, дальше упрешься в стену порта:

Морякам, участникам боёв за Таганрог в Великой Отечественной войне от благодарных Таганрожцев
Морякам, участникам боёв за Таганрог в Великой Отечественной войне от благодарных Таганрожцев

Общественное пространство города схлопнулось. Это не только наступивший порт. Это и огороженная, запущенная территория яхт-клуба, и сгоревшее здание общежития. Приятного тут мало:

-51

Не добавили красоты и разросшиеся деревья. Сейчас это место выглядит следующим образом. На фото видно, какую большую территорию забрал себе порт. Видно сгоревшее здание общежития и пяточек с кораблем:

-52

Вокзал теперь скрыт за бетонным забором с колючей проволокой:

-53

На фоне которого одиноко стоит корабль:

-54

Гостиницу, правда, все же восстановили в 2009 году. Так и стоит она среди промзоны, не вписываясь особо в композицию, стеклянная и бездушная:

Наши дни.
Наши дни.

Город лишается морского вокзала, территория в целом приходит в упадок. Порт начинает активно использовать автомобильные перевозки. Комсомольский спуск превращается в отстойник грузовых машин.

Теперь Морская лестница выходит не на тихую улицу, а на пыльную закатанную в асфальт подъездную дорогу к порту.

Это большая ошибка градостроительства, недостаток планирования: но кто мог подумать в начале шестидесятых, что будет столько машин:

Ах какая прогулочная зона. Ради этого стоило спускаться вниз, да?
Ах какая прогулочная зона. Ради этого стоило спускаться вниз, да?

После строительства лестницы склон по всей продолжительности засаживается деревьями: это разумно и нужно, что бы укрепить склон.

И это вторая большая ошибка города.

Спору нет, зеленые насаждения это хорошо и правильно, это мешает эрозии почвы. Но необходимо обеспечить грамотную ротацию деревьев, не допускать захламления архитектуры и видов города.

Ничего этого сделано не было, все плотно заросло. Деревья скрыли за собой всю прелесть лестницы. Этим насаждениям дается статус урочища и природоохранной зоны. Возможность привести их в порядок исчезает:

Современный вид лестницы. Сравнить с видом после постройки читатель может самостоятельно.
Современный вид лестницы. Сравнить с видом после постройки читатель может самостоятельно.

Дальше в дело включился дикий капитализм. Внизу лестницы, справа, выделяется участок под строительство некоего спортивно-оздоровительного комплекса:

Кадастровая карта
Кадастровая карта

А на деле же появляется пустырь, огороженный забором и еще больше лишающий смысла лестницу. Теперь спустившись точно нужно переходить дорогу:

Слева Морская лестница, по центру заброшенная территория строительства. За спиной фотографа — порт.
Слева Морская лестница, по центру заброшенная территория строительства. За спиной фотографа — порт.

А на самой лестнице в 2015 году выстраивается здание кафетерия:

-60
-61

Здание кафетерия повредило и без того заброшенную лестницу окончательно. В 2017 году её закрыли. Подробнее тут.

-62
Сезонное кафе «Маяк» просуществовало на отведённых площадях, с открытой верандой, вполне успешно много лет. Решение по расширению площади кафе лежит в углублении в склон. Но это сложно. Начали с простого: на смотровой площадке соорудили мангальную трубу, которая коптила как паровоз. Затем захватили всю площадку слева обезобразив её навесом. Теперь же нужно испохабить своей жадностью и весь остальной уровень лестницы.
Этот феерический звездец можно продолжить и с Каменной лестницей. А почему нет?! Что и кто, в этом городе, может помешать такому архитектурному беспределу? Кто-то же позволил уродовать одну лестницу, значит, подозреваю, можно издеваться и над другой?! Вот и газ уже подвели (смотрим на красивую ярко-желтую трубу справа), на смотровой площадке возвели тупую стену, поручни замуровали – красота!
Это архитектурный садизм. Стремление к обогащению зашкаливает все допустимые нормы здравомыслия. А слабоволие власти позволяет плодиться подобному архитектурному раку, разъедающему остатки здорового тела города, уродуя его и приобретая совершенно жуткие формы.

Потрясающе тут то, что лестница закрыта (заварена сверху), а кофе продолжает работать, используя подходы снизу!

-63

Еще немного фото:

В 2004 году около трех домов на Комсомольском спуске строится магазин:
В 2004 году около трех домов на Комсомольском спуске строится магазин:
Невнятный киоск  около морского вокзала.
Невнятный киоск около морского вокзала.
Обратите внимание, на скольких фотографиях попадают в кадр грузовые машины. Это не специально, их реально очень много тут.
Обратите внимание, на скольких фотографиях попадают в кадр грузовые машины. Это не специально, их реально очень много тут.
Слева Яхт-клуб, справа — гостиница Тимиранда  Виден памятник Гарибальди
Слева Яхт-клуб, справа — гостиница Тимиранда Виден памятник Гарибальди
Гостиница. Слева от нее, в отдалении. видны жилые дома постройки начала 1960-х.
Гостиница. Слева от нее, в отдалении. видны жилые дома постройки начала 1960-х.
Слева сгоревшее общежитие Судоремонтного завода. Справа, за кадром здание гостиницы, за спиной территория яхт-клуба.
Слева сгоревшее общежитие Судоремонтного завода. Справа, за кадром здание гостиницы, за спиной территория яхт-клуба.
Справа сгоревшее здание, слева портовые постройки (инженерно-строительный отдел ТМТП)
Справа сгоревшее здание, слева портовые постройки (инженерно-строительный отдел ТМТП)
Инженерно-строительный отдел ТМТП, за ним видны резервуары нефтехранилища ОС-11
Инженерно-строительный отдел ТМТП, за ним видны резервуары нефтехранилища ОС-11
Морской вокзал (слева) и ОС-11 (справа)
Морской вокзал (слева) и ОС-11 (справа)

Выводы

— УУУ, Зачем ты нам это рассказываешь, мы и так знаем, что у города забрали морской вокзал и испортили лестницу.

Смысл этот статьи показать, что нет отдельных элементов города, вне общей композиции. Город работает тогда, когда отдельные его узлы связанны в единую сеть.

Нужно говорить не о том, что лестница заброшена, не о том, что отняли вокзал. А о том, что весь район в целом находится в тупиковом состоянии, из которого нужно выходить системно, планомерно.

Но начать говорить об этом, значит признать, что власти города совершили много ошибок (а может быть и преступлений).

Да, прошляпили морской вокзал и Морскую площадь. Да, запустили и замусорили территорию. Да, не подчинили себе порт.

Да, разрешили в угоду личным интересам застроить лестницу.

Да, запустили территорию, позволили лестнице раствориться в деревьях.

Мало требовать восстановить лестницу и плакать о Морской площади, Необходимо осмыслить совершенные действия, признать правильность (или нет) своих действий.

Требуется огромная, а главное системная и планомерная работа над городом.

Вообще, это должен рассказывать не я, а главный архитектор города, который, вообще-то получает за это деньги. Но — тишина.

Таганрог ничего не делает.

Таганрог не осмысляет и не задумывается о том, что что-то делать можно.

Да, не сразу, может быть на это нужно убить пять, или даже десять лет. Но должен быть план, должен быть курс и задача.

Ничего этого нет.

Работа администрации города сводится к сохранению хоть чего то и личной выгоде,

Ни каких рассуждений и диалога не ведется и, судя по всему, и не планируется.

Вместо того, что бы мыслить системно, делать хоть что то, но планомерно и в нужном направлении, принимаются хаотичные, рваные решения без каких-либо серьезных планов и мер.

Вместо того, что бы сказать «мы будем улучшать город постепенно» мы говорим «у нас нет денег делать хоть что-то, поэтому даже обсуждать бессмысленно».

Я понимаю, что у города, скорее всего нет инструмента, что бы подобные проблемы решать.

Но нет и никакого желания.

Я уже приводил задачи которые относительно легко можно решить:

Проблема с оформлением пространства Никольской церкви.

Территория между 1-м крепостным и Историческим бульваром.

Мелочная проблема с музеем градостроительства.

Проблема с портовым районом гораздо более серьезная.

Тут требуются большие финансовые траты (заменить озеленение склона, привести в порядок лестницу, привести в порядок квартал, вернуть облик морской площади и т. д.)

Поэтому ничего сделать пока-что, увы, нельзя.

Так и живем.