Я уже показывал, как реальная жизнь порушила плановую застройку и что из этого вышло на примере реконструкции парка и строительства Дома Быта.
Если эта статья у вас не открывается (а у меня в хроме не открывается), то можно прочитать её по частям — начало тут.
Сегодня мы рассмотрим еще одну городскую ситуацию, еще более известную по отдельным частям, но так же не осмысленную.
Сохранился снимок, сделанный немецким летчиком в годы имперской войны. Я отметил большую часть построек на схеме, настоятельно рекомендую ознакомиться перед прочтением.
И так, сегодня мы обсудим портовый район:
К 1918 году вся низина около моря была промышленной территорией. В первую очередь это были земли порта и иных, связанных с морем организаций, а так же заведения их обслуживающие. Если интересно, план порта 1914 можно посмотреть тут.
К тому времени достаточно развилось железнодорожное обращение: в нашем районе имелось две станции: она крупная располагалась примерно в том месте, где сейчас начинается Пушкинская набережная, и называлась «Азовская Гавань»:
Вторая станция, совсем небольшая, называлась Таганрог-порт и находилась внизу склона, практически под тем местом, где сейчас стоит памятник Петру Первому.
Она так же не дожила до наших дней: сейчас на её месте ГСК №8.
Сохранившиеся постройки порта
Дореволюционных построек до наших дней дошло совсем не много.
Здание Таганрогской портовой конторы:
Правда здание оказалось зажато портовыми постройками, был надстроен второй этаж. Теперь здесь размещается участок связи. От былой красоты не осталось и следа:
Сохранилось здание портовой чайной и столовой. Раньше отдельно стоящее, теперь оно обстроено. В нем размещается Таганрогское управление Азовского бассейнового филиала:
Приемный покой управления порта так же остался цел:
Порт за эти сто лет разрастается, плотность построек растет. Но бреговая линия, линия склона, контуры дорог и ЖД линий остаются прежними:
Яхт-клуб
В 1908 году был построен Яхт-клуб. Деревянное здание простояло две мировые войны и революцию:
Только в 1952 году, во время реконструкции бывшей Воронцовской набережной (которая как раз и получила в тот год имя Пушкина) здание сносят.
На его месте выстраивают новое, уже кирпичное:
Которое существует до сих пор:
Паровая фабрика и жилые дома на Комсомольском спуске
Помимо портовых и приморских построек в районе располагалась паровая макаронная фабрика и вальцовая мельница т-ва «В. Мошетти и К°». Это было четырехэтажное здание, где на первых двух этажах размещалась паровая мельница, на верхних — макаронная фабрика.
В начале 1920-х в Таганрог вступает советская власть. Фабрику национализируют. Новое название фабрики «2-я Гос. мельница и фабрика Совнархоза». В 1930-е название снова меняется, теперь это в Мукомольно-макаронный комбинат. В 1941 году фабрика и подсобные помещения сгорают.
Только в начале 1960-х годов на этом месте строится три жилых дома. Эти дома стоят до сих пор , их адреса 6, 4 и 2А по Крепостному спуску. Это типовые пятиэтажные хрущевки из красного кирпича:
А ранее, еще до войны, в 1930-х, по соседству, на пустыре, строится общежитие судоремонтного завода. Детальных фото нет, но здание попало на снимок времен Второй Мировой Войны:
Этот дом сгорел много лет назад, но стоит до сих пор:
Джузеппе Гарибальди и Таганрог
Подробнее о памятнике можно прочитать тут.
Город оправляется после войны, Строятся не только жилые дома, но и развиваются и общественные пространства.
2 июня 1961 года памятная годовщина для советского режима — исполняется сто лет освобождения Италии.
В исторической части города переименовывают Второй Крепостной Переулок (он носит имя итальянца до сих пор). В портовом районе устанавливается памятная стела, разбивается сквер.
Раньше на этом месте было здание корабельной конторы:
К 1985 году памятник сильно ветшает, профиль заменяется на временный вариант:
Который позднее заменяется на тот, что стоит до сих пор:
Морская лестница
Подробнее историю лестницы можно прочитать тут.
Строительство жилых домов, нового, большого яхт-клуба, открытие в 1933 году морского вокзала — все это вынуждает город связать портовый район с исторической застройкой города.
В 1960-ом году принимается решение о необходимости строительства лестницы. Без нее вниз можно спуститься или в обход, по Комсомольскому спуску, или по узкой лестнице около маяка.
В 1964 году выбирают проект Межлумяна, и начинается строительство:
Завершают лестницу с некоторым опозданием, в 1967 году:
Морской Вокзал
Про морской вокзал подробно можно прочитать тут.
В 1933 году создается Азовское морское пароходство . Под вокзал отдается деревянное здание, ранее принадлежавшее Ростовскому Обществу Пароходства и Торговли:
В 1960-х используется деревянный дебаркадер:
Пассажиропоток неуклонно растет, и к семидесятым годам возникает необходимость строительства нового здания вокзала. Его выстраивают к 1975 году.
На сегодня не ясно, типовой ли это проект, или авторский (и кто авторы):
Морская площадь
В 1975 году формируется новая городская площадь. На этой Морской площади около здания вокзала устанавливают памятник с длинным названием «Морякам, участникам боёв за Таганрог в Великой Отечественной войне от благодарных Таганрожцев»:
Продолжительное время вокзал осуществляет морские пассажирские перевозки. Это широкий спектр услуг: и прогулочные катера, и ближнее обращение (Ростов, Азов, Мариуполь) и дальние рейсы в Грузию и Крым:
Помимо здания вокзала площадь замыкается зданием инженерно-строительного отдела ТМТП.
Данных про это здание найти не удалось, но судя по стилю, построено оно так же в конце семидесятых.
Сейчас оно уродливо, но в достойном виде должно быть хоть и совково, но не плохо:
Гостиница «Темеринда»
До революции в портовом районе, в непосредственной близости от жд платформ и порта, рядом с корабельной конторой располагалось здание таможни.
Таможня не переживает войну, как и корабельная контора она исчезает из жизни города.
В 1975 году, примерно на этом месте, торцом к памятнику Гарибальди и фасадом к яхт-клубу строят гостиницу «Темеринда»:
«Темеринда» означает «Мать морей», т.к наше море питает своими водами Черное, Черное в свою очередь - Средиземное, а Средиземное питает водами Атлантический океан.
Темериндой называли наше море меоты - древний народ.
Это здание типового проекта, точно такие же гостиницы строились по всему СССР, например в Новочеркасске:
Лучшее время приморского района
Нанесем часть объектов на карту, что бы сложилось целостное представление.
Детальнее композицию домов можно посмотреть на викимапии.
Так же я отметил большую часть построек на интерактивной карте тут.
К 1980-м годам портовый район сильно изменился.
Разросся и набрал вес порт.
Помимо общежития из 1930-х годов, появилось новое здание яхт-клуба (1952 год); Был разбит сквер с памятником Гарибальди (1961). Были выстроены жилые дома (1961-1965) . Реорганизована набережная, построена новая Морская лестница (1967).
Вырос новый морской вокзал (начало 1970-х) и сформировалась новая городская площадь с памятником-кораблем (1975) .
Многие здания не пережили войну (таможня, ресторан у основания склона, где сейчас автомобильное кольцо и т. д.)
Как уже говорилось, исчезли ЖД-платформы, теперь грузовые вагоны идут прямо в порт.
Район изменился сильно, но имел, казалось. прекрасные перспективы к дальнейшему развитию.
Казалось бы, что может пойти не так?
Перестройка — дело умных мужчин
Распался СССР. Изменились окружающие реалии. Пришла пора упадка.
Отделилась Грузия и Украина: исчезла потребность в морском сообщении с Крымом, Мариуполем, Батуми.
Да и в целом век пассажирских кораблей пришел к концу: необходимость квалифицированного персонала и дорого топливо не позволили устаревшим судам на подводных крыльях конкуририровать с нахлынувшим потоком автомашин. Исчезла и потребность в морском обращении с Ростовом-на-Дону и Азовом.
Кризис руководства не позволил сохранить прогулочные катера. Устаревшие машины остро нуждались в модернизации, на которую не нашлось ни денег ни желания. Все суда были проданы или порезаны на металл:
Морской вокзал оказался не у дел. Какое-то время здание сдавалось в частные руки, а затем его передали порту. Деталей известно мало, пишут так:
При молчаливом попустительстве городской и областной власти просто произошёл рейдерский захват. Оказалось, что по каким-то архивным документам советских времён эта территория была отдана городу портом в аренду. И вот теперь они забрали эту территорию обратно.
Площадь Морского Вокзала стала полноценной частью порта:
Корабль оставили городу, отрезав от бывшей морской площади маленький кусочек.
Памятник, установленный с расчетом, что на него будут смотреть с пирса и площади перед вокзалом, оказался теперь в маленьком тупичке у моря. Это лишило его большей части красоты. Максимально отдалится от корабля можно примерно так, дальше упрешься в стену порта:
Общественное пространство города схлопнулось. Это не только наступивший порт. Это и огороженная, запущенная территория яхт-клуба, и сгоревшее здание общежития. Приятного тут мало:
Не добавили красоты и разросшиеся деревья. Сейчас это место выглядит следующим образом. На фото видно, какую большую территорию забрал себе порт. Видно сгоревшее здание общежития и пяточек с кораблем:
Вокзал теперь скрыт за бетонным забором с колючей проволокой:
На фоне которого одиноко стоит корабль:
Гостиницу, правда, все же восстановили в 2009 году. Так и стоит она среди промзоны, не вписываясь особо в композицию, стеклянная и бездушная:
Город лишается морского вокзала, территория в целом приходит в упадок. Порт начинает активно использовать автомобильные перевозки. Комсомольский спуск превращается в отстойник грузовых машин.
Теперь Морская лестница выходит не на тихую улицу, а на пыльную закатанную в асфальт подъездную дорогу к порту.
Это большая ошибка градостроительства, недостаток планирования: но кто мог подумать в начале шестидесятых, что будет столько машин:
После строительства лестницы склон по всей продолжительности засаживается деревьями: это разумно и нужно, что бы укрепить склон.
И это вторая большая ошибка города.
Спору нет, зеленые насаждения это хорошо и правильно, это мешает эрозии почвы. Но необходимо обеспечить грамотную ротацию деревьев, не допускать захламления архитектуры и видов города.
Ничего этого сделано не было, все плотно заросло. Деревья скрыли за собой всю прелесть лестницы. Этим насаждениям дается статус урочища и природоохранной зоны. Возможность привести их в порядок исчезает:
Дальше в дело включился дикий капитализм. Внизу лестницы, справа, выделяется участок под строительство некоего спортивно-оздоровительного комплекса:
А на деле же появляется пустырь, огороженный забором и еще больше лишающий смысла лестницу. Теперь спустившись точно нужно переходить дорогу:
А на самой лестнице в 2015 году выстраивается здание кафетерия:
Здание кафетерия повредило и без того заброшенную лестницу окончательно. В 2017 году её закрыли. Подробнее тут.
Сезонное кафе «Маяк» просуществовало на отведённых площадях, с открытой верандой, вполне успешно много лет. Решение по расширению площади кафе лежит в углублении в склон. Но это сложно. Начали с простого: на смотровой площадке соорудили мангальную трубу, которая коптила как паровоз. Затем захватили всю площадку слева обезобразив её навесом. Теперь же нужно испохабить своей жадностью и весь остальной уровень лестницы.
Этот феерический звездец можно продолжить и с Каменной лестницей. А почему нет?! Что и кто, в этом городе, может помешать такому архитектурному беспределу? Кто-то же позволил уродовать одну лестницу, значит, подозреваю, можно издеваться и над другой?! Вот и газ уже подвели (смотрим на красивую ярко-желтую трубу справа), на смотровой площадке возвели тупую стену, поручни замуровали – красота!
Это архитектурный садизм. Стремление к обогащению зашкаливает все допустимые нормы здравомыслия. А слабоволие власти позволяет плодиться подобному архитектурному раку, разъедающему остатки здорового тела города, уродуя его и приобретая совершенно жуткие формы.
Потрясающе тут то, что лестница закрыта (заварена сверху), а кофе продолжает работать, используя подходы снизу!
Еще немного фото:
Выводы
— УУУ, Зачем ты нам это рассказываешь, мы и так знаем, что у города забрали морской вокзал и испортили лестницу.
Смысл этот статьи показать, что нет отдельных элементов города, вне общей композиции. Город работает тогда, когда отдельные его узлы связанны в единую сеть.
Нужно говорить не о том, что лестница заброшена, не о том, что отняли вокзал. А о том, что весь район в целом находится в тупиковом состоянии, из которого нужно выходить системно, планомерно.
Но начать говорить об этом, значит признать, что власти города совершили много ошибок (а может быть и преступлений).
Да, прошляпили морской вокзал и Морскую площадь. Да, запустили и замусорили территорию. Да, не подчинили себе порт.
Да, разрешили в угоду личным интересам застроить лестницу.
Да, запустили территорию, позволили лестнице раствориться в деревьях.
Мало требовать восстановить лестницу и плакать о Морской площади, Необходимо осмыслить совершенные действия, признать правильность (или нет) своих действий.
Требуется огромная, а главное системная и планомерная работа над городом.
Вообще, это должен рассказывать не я, а главный архитектор города, который, вообще-то получает за это деньги. Но — тишина.
Таганрог ничего не делает.
Таганрог не осмысляет и не задумывается о том, что что-то делать можно.
Да, не сразу, может быть на это нужно убить пять, или даже десять лет. Но должен быть план, должен быть курс и задача.
Ничего этого нет.
Работа администрации города сводится к сохранению хоть чего то и личной выгоде,
Ни каких рассуждений и диалога не ведется и, судя по всему, и не планируется.
Вместо того, что бы мыслить системно, делать хоть что то, но планомерно и в нужном направлении, принимаются хаотичные, рваные решения без каких-либо серьезных планов и мер.
Вместо того, что бы сказать «мы будем улучшать город постепенно» мы говорим «у нас нет денег делать хоть что-то, поэтому даже обсуждать бессмысленно».
Я понимаю, что у города, скорее всего нет инструмента, что бы подобные проблемы решать.
Но нет и никакого желания.
Я уже приводил задачи которые относительно легко можно решить:
Проблема с оформлением пространства Никольской церкви.
Территория между 1-м крепостным и Историческим бульваром.
Мелочная проблема с музеем градостроительства.
Проблема с портовым районом гораздо более серьезная.
Тут требуются большие финансовые траты (заменить озеленение склона, привести в порядок лестницу, привести в порядок квартал, вернуть облик морской площади и т. д.)
Поэтому ничего сделать пока-что, увы, нельзя.
Так и живем.