Минимизация (в идеале - исключение) человеческого фактора в планировании и исполнении бизнес-процесса суть основная идея технологии любой системы управления процессами. Повторим пройденное: что предложили специалисты ГК Аплана для автоматизации и диспетчеризации транспорта предприятий.
Для достижения данной цели, кроме блока принятия решения, собирающего данные от внешних информационных систем, системе управления нужны инструменты сбора актуальных данных и обратной связи с исполнителями в режиме реального времени.
Оборудование
Технология управления двором предусматривает интеграцию с широким спектром оборудования и различных подсистем для регистрации различных событий:
- Терминалы саморегистрации: идентификация маршрута, сбор дополнительных данных о водителях, информационные сообщения на экран терминала.
- Информационные табло: вывод информации об электронной очереди на въезде на территорию или стоянке автотранспорта, о времени погрузки/разгрузки на световые табло.
- СКУД: управление шлагбаумами на въезд/выезд ТС, управление световыми табло.
- Системы контроля перемещений ТС на основе RFID.
- Разнообразные датчики присутствия.
- Системы распознавания изображения: идентификация номера ТС, определение содержимого кузова автомобиля.
- GPS-мониторинг: регистрация и анализ местоположения ТС в режиме реального времени.
- Информирование пользователей: sms-информирование, голосовой автодозвон, e-mail.
- Автоматическая весовая: управление доступом движения ТС на весовой, фиксация и сохранение результатов взвешивания с электронных весов, сверка фактического веса с весом по документам, информирование об отклонениях.
- Мобильный помощник водителя. Мобильный помощник кладовщика.
Типовая технология
Водитель транспортного средства прибывает на КПП предприятия. Дата и время прибытия спланированы системой и согласованы с контрагентом. Эта и прочая необходимая информация о водителе, транспортном средстве, контрактах, накладных, грузах получена из внешних систем либо заведена поставщиком через портал контрагента.
Дополнительно водитель получает маршрутный лист с картой предприятия и маршрутом движения, контрольными точками. Он может быть оформлен в бумажном или электронном виде, передать его можно заранее через механизмы рассылки портала поставщика, распечатать по факту прибытия либо вывести на экран мобильного устройства.
Если водитель прибыл раньше срока, система спланирует и назначит место на буферной стоянке (если она есть). Водителя информируют через информационные табло либо сообщением на телефон. В смс для водителя можно включить дополнительную полезную информацию, например, - протереть номерной знак в случае, если СКУД использует технологию распознавания номеров.
Затем система извещает водителя, что пора заезжать на территорию, и отслеживает реакцию (перемещение к заданной контрольной точке) согласно установленным нормативам.
Водитель подъезжает к воротам КПП. Система идентифицирует данное событие автоматически (СКУД/RFID) либо в авторежиме посредством информации от сотрудника СБ (мобильный терминал сбора данных). Транспортное средство пересекает ворота и движется по указанному маршруту, система отслеживает прохождение контрольных точек (весовая, контрольная точка 3, док и т.п.) в режиме реального времени.
Прибыв на разгрузку (или погрузку), водитель демонстрирует пропуск сотруднику склада, который сканирует QR-код маршрута. Система сверяет информацию от сотрудника склада, от датчиков постановки к доку и отдает команду о начале погрузки/разгрузки сотруднику склада или WMS-системе.
Исполнение работ также контролируется системой согласно расчетному времени.
Завершив все операции в каждой контрольной точке на территории предприятия, транспортное средство оказывается в финальной точке своего маршрута. Как правило, это КПП выезда с территории либо, что реже, «зона проверки» службы СБ предприятия.
Система ведет историю, в которой отмечены:
- статистика маршрутов и связанных с ними событий;
- отклонения от нормативов;
- операции и действия пользователей.
Данная информация в сочетании с инструментами ее анализа и обработки оптимизируют трудозатраты и повышают качество работы как для сотрудников службы логистики, так и для сотрудников СБ предприятия.
Специфика внедрения и развития технологии
Особенность проектов внедрения YMS - требования к функционалу, выходящие за рамки процессов складского двора. Мы говорим именно об управлении с упором на максимальную автоматизацию, а не базовые учетные функции регистрации факта прибытия и ручного назначения ворот.
Это связано с тем, что система управления двором взаимодействует с большим количеством информационных систем (портал поставщика, TMS, ERP, WMS и т.п.). Уровень автоматизации, состав и объем хранимых данных в ИС на всех предприятиях разный, следовательно, для обеспечения целевой технологии управления система должна обладать функциональностью, обеспечивающей ее полную автономность и независимость от внешних информационных систем.
Отметим, что автоматизация складского двора обычно является финальным звеном в цепочке автоматизации логистики предприятия. И функциональный заказчик стремится в рамках данного проекта реализовать все, что ранее не воплотил в других.
Решение ГК Аплана позволяет хранить полную информацию по заказам, транспорту для оформления сопроводительной документации и проведения расширенного весового контроля в автономном режиме (без взаимодействия с системами верхнего уровня). Это помимо стандартного учетного функционала, управления оповещениями, блока планирования и конструктора маршрутов.
Предусмотрена даже поддержка базового складского учета, который в сочетании с технологией инвентаризации складов инертных материалов с БПЛА обеспечивает высокий уровень цифровизации соответствующих площадок. Система управления двором с данным функциональным расширением будет интересна для металлургических и добывающих предприятий как комплексное решение, обеспечивающее повышение пропускной способности и точности учета.