Несмотря на успехи "Белоснежки" и "Пиноккио", о главном персонаже студии, то есть о Микки Маусе, стали понемногу забывать. Страшно сказать, даже Попай был популярнее. Уолт Дисней не мог позволить своему любимому детищу кануть в небытие и посему задумал создать короткометражный мультфильм основанный на балладе Иоганна Вольфганга Гете "Ученик чародея", а в качестве музыкального сопровождения использовать одноименное симфоническое скерцо Пола Дюка. На роль дирижера был приглашен Леопольд Стоковски.
Когда производственный бюджет перевалил за 125 тысяч долларов стало понятно что прибыли короткий метр не принесет и поэтому было решено создать еще несколько музыкальных короткометражек различающихся по стилистике и объединить их в полный метр.
Сказать что проект был амбициозным - не сказать ничего. Предполагалось показывать картину не только в кинотеатрах, но и на концертных площадках, впервые использовалась система стерео звука Fantasound. Из-за ее дороговизны, а следовательно отсутствия необходимого оборудования практически во всех кинотеатрах, первые показы мультфильма проходили в виде гастролей, то есть приходилось привозить и устанавливать оборудование в кинотеатрах, а только затем показывать картину.
Мультфильм вышел на экраны 13 ноября 1940 года и провалился с оглушительным треском. При бюджете в 2,2 миллиона долларов, в свой первый показ "Фантазия" собрала чуть больше 360 тысяч. И причин для этого было довольно много. Учитывая то что это сборник короткометражек отсутствие большого сюжета не было критичным. Но его не было даже в короткометражках ( исключение составляет только "Ученик чародея")!
Стартовала картина вообще с абстрактных образов под музыку Баха.
Следом нам демонстрировали несколько танцевальных номеров в исполнении рыб, грибов, цветов, фей и всего в таком духе.
Далее идет знаменитый "Ученик чародея" ради которого все это и затевалось. Прекрасная музыка и отличное графическое исполнение сделали этот сегмент мультфильма сверхпопулярным.
Продолжение вышло поистине эпическим. Нам предлагают проследить историю нашей планеты от зарождения жизни до вымирания динозавров. В качестве музыкального сопровождения - Игорь Стравинский и его "Весна священная"
Следующий сегмент мультфильма показывает нам как веселятся древнегреческие боги и мифические существа. И все это веселье под Симфонию №6 авторства Людвига Ван Бетховена.
И снова танцы! На сей раз нас ждет балет в исполнении страусов, бегемотов, крокодилов и слонов. Но выглядит это куда лучше чем звучит! Музыка - "Танец часов" из оперы Амилькаре Понкьелли.
Ну и апофеоз мультфильма - эпизод "Ночь на Лысой горе". В качестве музыкального сопровождения использовано одноименное произведение Модеста Мусоргского. Общая мрачность эпизода, а особенно образ Чернобога внушают трепет даже сейчас.
Но даже самой темной и жуткой ночью придет рассвет. И именно об этом повествует заключительный сегмент "Фантазии" положенный на произведение Франца Шуберта "Третья песня Эллен" более известной как "Ave Maria Шуберта".
Подводя итог можно сказать что перед нами шедевр, незаслуженно обойденный вниманием в год выхода. Вторую жизнь "Фантазия" получила только в 60-е когда молодежь начала баловаться с изменяющими сознание веществами.
Интересные факты
1. В конце 60-х эпизод "Пастораль" подвергся цензуре как "содержащий негативные расовые стереотипы".
А на сегодня все. Микки напоминает что от работы кони дохнут, а нас ждет скорая встреча с одним большеухим, но очень милым слоненком. До новых встреч!