атака пиратов
Кто только против войск России не ополчался за долгие века истории. Даже маньяк отметился. Точнее Маньяк, потому что это имя. Было это в 1864 году во время очередного кризиса отношений России и Европы.
Тогда в газетах Европы и США было опубликовано воззвание некого французского капитана по имени Маньяк. Обращался он к матросам русского флота, происходящим из поляков. Капитан собирался из них создать каперскую флотилию. Нападать предполагалось на российские торговые суда, за заодно на единичные военные корабли, как в Старом, так и в Новом свете.
Корвет российского флота «Абрек»
Сами-то европейцы тогда воевать с Российский империей не собирались даже в принципе. Хотя криков по традиции было много. Вот только слишком мало прошло времени после Крымской войны. У нас отчего-то принято представлять ее, как проигранную Россией. Но на самом деле… сами посудите: выстоять против трех мировых империй. Британия, Франция тогда половину мира контролировали. Да и Турция была отнюдь не фунт изюма. По некоторым показателям она нашу страну даже превосходила. А тут сразу три империи навалились, не считая мелочи. И ничего не смогли сделать.
Всех успехов – захват Аланских островов, с которыми потом не знали что делать, да занятие половины Севастополя, разрушенной до основания. Именно половины, а не всего города - северная Сторона осталась непокоренной. И все! Крым, как ни старались, союзники захватить не смогли. На Камчатке вообще позорище получилось, как и на Соловках.
Даже запрет на строительство флота на Черном море на самом деле не проигрыш России – его все равно было не на что строить.
В общем, намерение было обычное для европейцев – воевать с Россией ее же руками в виде поляков. Естественно, каперское свидетельство Маньяку никто бы не дал. Скорее всего, если бы у него выгорело хоть с одним кораблем, западные страны бы делали вид, что все нормально, в упор не замечая пиратства.
Слова словами, но адмирал Краббе, бывший тогда морским министром, на всякий случай дал приказ начальникам русских эскадр принять решительные меры в случае появления корсаров. Краббе был человеком действия, настоящим моряком, так что попади Маньяк в его руки , то болтаться бы французу на рее.
Адмирал Краббе
Появились слухи, что якобы в Ванкувере действительно собираются поляки, которые имеют намерения напасть на суда Русско-Американской компании. Для проверки из порта Ситка на Аляске в Ванкувер был послан корвет «Абрек».
Оказалось, что хотя слухи и преувеличены, но дыма без огня не бывает. Капитан Маньяк с примкнувшими к нему поляками таки приобрел в Англии (кто бы сомневался!) небольшой колесный пароход «Принцесс». Для пущей воинственности принцесса вскоре стала принцем. Корабль переименовали в «Принс Понировски». Такая вот перемена пола.
Правда, как оказалось, в Ванкувере Маньяка не было. «Принс Понировски» был снаряжен в английской городе Ньюкасле, откуда и вышел итальянский порт Анкону.
Анкона
Конечным пунктом назначения корсара было Черное море. В те времена оно было совсем не такое спокойное, как сейчас. Побережье Кавказа представляла собой сплошную базу черкесских и абхазских пиратов, которые порой даже на военные корабли нападали с гребных лодок.
Но нанести хоть какой-то вред черноморским коммуникациям Маньяку и полякам не удалось. Турции после Крымской войны как-то крайне не хотелось снова связываться с северным соседом. Поэтому, когда польский капер попросил разрешения пройти черноморские проливы, турецкие власти решительно заявили, что поступят с командой парохода как с пиратами.
Получив от ворот поворот Маньяк прорываться в Черное море не решился. Куда он потом делся вместе со своей командой толком не известно. Но ни одно российское судно от пиратов тогда так и не пострадало.
Алекс Русских