Найти в Дзене
Филателия.Ру

Порт пяти морей, или Тайны канала Волга-Москва

«Он готов, наш канал! Скоро наша Москва будет портом пяти морей!». Почему о канале «Волга-Москва» вспомнили только через десять лет?

*  *  *

2 мая 1937 года был открыт канал «Волга-Москва». Сталин на церемонии отсутствовал. Практическое судоходство по нему началось позднее, летом. Но главная задача, ради которой он, собственно, сооружался, была решена – столица теперь гарантированно обеспечивалась питьевой водой. И сегодня, по каналу, в Москву поступает порядка 60% воды, потребляемой горожанами, а в середине 1930-х эта цифра была еще выше. Но для большинства филателистов тема «Канала имени Москвы» берет начало с серии почтовых марок 1947 года, выпущенной уже в ознаменование его 10-летия:

Почему отечественная филателия обратилась к этой теме лишь после войны? 1936-й и 1937-е годы были вообще не слишком богаты на новые оригинальные почтовые миниатюры. Многие, значимые для страны события, остались, скажем так, «за кадром».

На почтовых марках канал «отметился» лишь в начале 1941 года, и то за счет своей флотилии – имеется в виду двадцатикопеечная марка из серии «Индустриализация в СССР», на которой, на заднем плане, изображен (более крупный) один из пассажирских кораблей, построенных на заводе «Красное Сормово» специально к открытию пассажирского судоходства по каналу.

-2

Причина "невнимания" к каналу на официальных почтовых выпусках отчасти может быть объяснена следующим образом. Тема нашла свое отражение на непочтовых, агитационных марках, и это - благодаря Коминтерну.

-3

Аббревиатура AUS в левом нижнем углу марки означает Amigos de la Union Sovietica – Общество друзей СССР, действовавшее на тот момент в Испании. Общество занималось продвижением советских идей среди иностранных рабочих и служащих. Его работу курировал Коминтерн.

Одним из важных направлений работы AUS был выпуск агитационных непочтовых марок. Это было объяснимо – визуальной информации о том, что происходит в первой стране победившего пролетариата на Западе явно недоставало. Придумывать что-то особенное не приходилось, работа строилась на основе фотоматериалов, которые поступали из Советского Союза: 

-4

или:

-5

Особенно в этой работе преуспело испанское Общество друзей СССР: в период Гражданской войны в этой стране было выпущено порядка десяти подобных агитационных серий. Но сейчас нас интересует одна из них:

-6

Точнее, одна из марок этой серии – в середине 1970-х годов, когда я впервые увидел ее в коллекции одного из моих знакомых, ходило мнение, что изображенный на ней человек не кто иной, как глава НКВД Н. Ежов (понятное дело, что фотографий самого Ежова в «свободном доступе» тогда было не найти). Кроме того, эта, пусть и непочтовая миниатюра являлась едва ли не первой, на которой «вживую», а не в виде барельефа, был запечатлен И. Сталин.

-7

Точно известен день, когда был сделан снимок, который лег в ее основу – 22 апреля 1937 года. Тогда И. Сталин, В. Молотов, К. Ворошилов и Н. Ежов объезжали Икшинский и Центральный районы строительства канала «Волга-Москва». В общей сложности это был третий приезд Сталина на стройку – он пожелал собственными глазами увидеть, как построенный канал заполняют водой. У шлюза №4, в поселке Деденево, под Дмитровом и была сделана фотография.

-8
-9

Поездку «вождя народов» освещала пресса, в первую очередь, газета «Правда»:

-10

Возможно, эта заметка как раз и внесла некоторую сумятицу в головы филателистов, некоторые из которых высказывали мнение, что на марке испанского Общества друзей СССР, рядом с К. Ворошиловым, запечатлен Н. Ежов. «Масла в огонь» подлила и открытка, выпущенная через некоторое время, в 1938-м году, на которой, стараниями ретушеров, один из людей исчез «из кадра»:

-11

Известна еще одна фотография, сделанная в тот же день, уже начальником охраны И. Сталина Н. Власиком. Власик, как известно, отлично фотографировал и был своего рода «личным фотографом» вождя и его семьи. Неудивительно, что собираясь на канал 22 апреля 1937 года, он захватил с собой и свой ФЭД.

-12

На ней, за спинами И. Сталина и Н. Ежова, мы видим того же «человека с марки».

-13

Кокарда на фуражке и петлица на левом лацкане шинели выдают в нем работника НКВД, но кто конкретно из руководящего состава комиссариата в этот день был вместе с руководителями партии и государства на шлюзе, мне, сколько я не пытался, выяснить не удалось. Может, это известно кому-нибудь из филателистов?

В том, что человек «с марки» оперативно «исчез» на открытке, нет ничего удивительного. Вояж руководства на канал состоялся практически сразу после известного февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП(б), фактически положившего начало «большому террору», который, отчасти, коснулся и руководства канала. 

Скорей всего Сталин из-за этого и не поехал в Химки на речной вокзал встречать первую флотилию. А ведь в Москву на ней приплыли лучшие из лучших – передовики стройки, рабочие многих советских заводов, создававших для канала оборудование. Корабелы из Нижнего Новгорода специально к этому событию построили четыре новых лайнера – «Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов» и «Вячеслав Молотов». Их отличал совершенно новый дизайн (это отметили даже за рубежом), а внутренние помещения были отделаны по высшему разряду и ценными породами дерева.

-14

Теплоход «Иосиф Сталин», впрочем, все же остался запечатленным на двух других, более поздних советских почтовых марках: 

-15
-16

И кроме того - в замечательной кинокартине «Волга-Волга»:

-17

…Судьба распорядилась таким образом, что эти корабли, порой уже под другими названиями, можно было видеть на канале еще в 1970-е годы. Правда, «Иосиф Сталин» к этому времени стал «Михаилом Фрунзе», но в памяти по-прежнему оставался флагманским кораблем первой флотилии, прошедшей по каналу Волга-Москва спустя несколько дней после события, оставшегося запечатленным на марке AUS испанского Общества друзей СССР.

Сергей Шаров

http://www.philately.ru/article/philately/43548/kanal-volga-moskva/