Найти в Дзене
RS Ticino

Хованщина как ядерный взрыв

27 февраля 2019 г. в знаменитой миланском оперном театре «Ла Скала» состоится премьера оперы «Хованщина». Это новая постановка итальянского режиссёра Марио Мартоне. Он знаком любителям музыки по операм «Сельская честь» и «Паяцы», прошедших в репертуаре театра Ла Скала в Милане в 2011 г., а также по опере «Андре Шенье» (дирижёр Рикардо Шайи), открывшей театральный сезон Ла Скала 2017/2018 с участием международных звезд — Анны Нетребко и её мужа Юсифа Эйвазова. Дирежёр новой постановки «Хованщины» — художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, а оформлением знаменитой русской оперы занималась Маргерита Палли, известный театральный художник из Тичино. Rs Ticino удалось поговорить с Маргаритой до премьеры «Хованщины». RS Ticino: - «Хованщина» — это «национальная музыкальная драма», настоящая русская драма... Сложно ли было создать сценографию для такой непростой оперы, название которой трудно произносится по-итальянски? Маргарита Палли: - Я

27 февраля 2019 г. в знаменитой миланском оперном театре «Ла Скала» состоится премьера оперы «Хованщина».

Это новая постановка итальянского режиссёра Марио Мартоне. Он знаком любителям музыки по операм «Сельская честь» и «Паяцы», прошедших в репертуаре театра Ла Скала в Милане в 2011 г., а также по опере «Андре Шенье» (дирижёр Рикардо Шайи), открывшей театральный сезон Ла Скала 2017/2018 с участием международных звезд — Анны Нетребко и её мужа Юсифа Эйвазова.

Дирежёр новой постановки «Хованщины» — художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, а оформлением знаменитой русской оперы занималась Маргерита Палли, известный театральный художник из Тичино.

Дирежёр новой постановки «Хованщины» — Валерий Гергиев
Дирежёр новой постановки «Хованщины» — Валерий Гергиев

Rs Ticino удалось поговорить с Маргаритой до премьеры «Хованщины».

RS Ticino: - «Хованщина» — это «национальная музыкальная драма», настоящая русская драма... Сложно ли было создать сценографию для такой непростой оперы, название которой трудно произносится по-итальянски?

Маргарита Палли: - Я знала эту оперу и, когда режиссёр Марио Мартоне попросил меня поработать над сценографией, я сразу же согласилась. Конечно, это опера о российской истории, но она затрагивает универсальные темы, весьма злободневные для сегодняшнего мира. Это борьба за власть, религиозные споры, взлёты и падения... Поэтому мы решили перенести действие в дистопическое будущее (дистопия переводится как «плохое место» от греч. δυσ «отрицание» и τόπος «место», означает сообщество или общество, которое представлено пугающим и отталкивающим). То есть, действие оперы происходит вне какого-либо конкретного времени и пространства. То есть все очень абстрактно, хотя и сохраняется пространственная составляющая. Например, Красная площадь остаётся открытым пространством , а дом – домом, хотя само действие переносится в выдуманное будущее. Хотя кто знает, може быть, это рассказ о нашем настоящем.

- Что вдохновляло Вас на подготовку этой сценографии?

- Я изучило огромное количество материала, но я не использовала русскую тему. Наоборот, я хотела создать место, не привязанное к какому-либо конкретному географическому пункту. Мне представлялось место, где произошла катастрофа, ядерная катастрофа. Также я использовала тему холода. Пожалуй, от России в этой постановке осталось ощущение холода, которое я старалась передать визуально. И ещё я выбрала монохромность. Эта опера не очень яркая. Костюмы же делала другой художник, Урсула Патзак (Ursula Patzak), я работала только над декорациями.

Опера "Хованщина", художник-оформитель Маргарита Палли
Опера "Хованщина", художник-оформитель Маргарита Палли

- Вы когда-нибудь были в России? Что Вас поразило больше всего?

Да, я неоднократно была в Москве, часто ездила с гастролями театра «Пикколо» в Санкт-Петербург. Поэтому я немного знаю Россию, не могу сказать, что очень хорошо, так как Россия это огромная страна. В первый мой визит больше всего меня поразил московский метрополитен и музей Космоса. Я много работала с русской классической литературой. Это была сценография в постановках Луки Ронкорони (1933-2015) «Братья Карамазовы», «Три сестры». Я также работала со знаменитым российским режиссером Александром Сокуроввы, который в 2016 г. поставил спектакль-перформанс «Go.Go.Go» в Центре театральных исследований (Centro Ricerche Teatrali, сокращенно — CRT) в Милане. А этот год можно назвать моим «русским годом», так как я работала над оформлением балета П. Чайковского «Щелкунчик» для «Ля Скалы», и вот сразу же – «Хованщина». Поэтому сейчас в моём доме постоянно звучит русская музыка.

Спектакль «Go.Go.Go»  режиссера Александра Сокурова, оформление Маргариты Палли
Спектакль «Go.Go.Go» режиссера Александра Сокурова, оформление Маргариты Палли

- Как рождается Ваша «идея» сценографии? Это результат исследования или что-то вроде вспышки вдохновения?

- Нет, вспышки не было. Обычно я очень много работаю с режиссёром и тщательно изучению все этапы спектакля, чтобы потом выйти на образы. Я всегда так работаю – слушаю оперу, смотрю другие постановки...

- Каковы Ваши планы на будущее?

- Сейчас я заканчиваю выставку «Чудесный мир природы», которая откроется в Милане в Палаццо Реале. Также я работаю над театральной постановкой итальянского поэта, прозаика и эссеиста Примо Леви –«Человек ли это?», так как в этом году исполняется 100-лет со дня его рождения.

- Дорогая Маргарита, благодарим за интервью. Нам остаётся только сходить в Ла Скалу, чтобы оценить новую постановку «Хованщины». Ильина Юлия, Лугано

Дополнительня информация на сайте театра Ла Скала

-5