Закон о суверенном интернете предполагает полный контроль российского трафика и денежные вливания.
В последнее время правительство, похоже, всерьез взялось за Интернет. Сначала депутаты вынесли на обсуждения проект закона об административной ответственности за оскорбление власти в Сети, затем — о наказании за фейковые новости, и вот уже 12 февраля был принят в первом чтении новый закон, касающийся Интернета — и таки да, он тоже связан с ограничениями.
Законопроект о суверенном Интернете, подготовленный все теми же и все для тех же целей — обеспечить россиян правильным контентом и правильной информацией, — прошел первую ступень обсуждения.
Но что же на самом деле значит этот самый суверенный Интернет? Неужели Россию ждет информационная — и причем, добровольная — изоляция? Рассмотрим подробнее.
В целях кибербезопасности
Как заверяют официальные источники, ни о какой изоляции российского сегмента Интернета от мирового проект не предполагает. Доступными при условии их безопасности останутся и соцсети, и видеохостинги, и зарубежные интернет-магазины — вот только теперь мониторировать маршруты трафика российских операторов будет Роскомнадзор.
Проще говоря, ведомство будет следить за тем, как и куда попадают данные российских пользователем и не слишком ли много внутрироссийского трафика в зарубежных узлах связи. И если окажется, что все-таки слишком много или российским данным что-то угрожает — трафик будет перераспределен или вовсе отключен.
Для реализации такой функции согласно законопроекту предполагается создание специального центра, который будет управлять трафиком в критических ситуациях. Для этого центру будет передана полная информация о государственной инфраструктуре связи, но, как снова заверяют разработчики, ведомство будет «не указывать, а подсказывать», как работать с данными. Важная функция, без которой в свете угрозы извне не обойтись.
Кроме того, Роскомнадзор возьмет в свои руки и блокировку неугодных сайтов — теперь эту обязанность снимут с операторов связи. Правда, для этого операторы должны были бы установить новое техническое оборудование и передавать данные по его работе в Роскомнадзор. Но ко второму чтению это условие предполагается устранить.
Можно, но нужно ли?
Обсуждение проекта проходило бурно, и неудобных вопросов было много. Первый и самый важный — а за чей счет предполагается весь этот «банкет»?
Как утверждают депутаты, на реализацию проекта потребуется до 20 миллиардов рублей, и пока об источнике средств в правительстве не договорились.
Если из бюджета потребуется выделить дополнительные средства, это может стать толчком к росту цен и не только на услуги интернета. Об этом уже предупредила Счетная палата, хотя разработчики проекта утверждают, что часть средств уже заложена в принятом бюджете и новых вливаний в первое время не потребуется.
Вопрос в том, кому в этом вопросе верить — и расхождения в «показаниях» пока явно не располагают к оптимизму.
Обсуждения требует и пока еще не до конца определенный и весьма туманный список угроз, при которых поток внутрироссийского трафика будет перераспределяться согласно указанию Роскомнадзора, и даже сама кандидатура Роскомнадзора как регулятора трафика.
Еще не забыты прошлогодние попытки блокировки Телеграма, вызвавшие сбои в работе десятка других, не связанных с ним ресурсов. А здесь речь идет все-таки о масштабах куда больших. По словам авторов замечаний к проекту, такие серьезные полномочия следует доверить либо министерству, либо правительству. Только они должны решать, когда «нажимать на кнопку», если до этого все-таки дойдет.
Авторы законопроекта заверили, что «некоторые замечания» учтут и уже ко второму чтению на часть вопросов будут даны ответы. Поправки необходимо предоставить в срок до 13.03.2019 года.
© Закониус, 2019 г.